Понедельник
28 апреля, 2008
11:52
МИРЧА ЭЛИАДЕ: МЕТОДОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Совершенно очевидно, что понимание идейного содержания трудов любого мыслителя невозможно без уяснения особенностей личности автора. Эта простая мысль особенно справедлива применительно к самобытным, неоднозначным, «выламывающимся» из границ той или иной «школы» мыслителям - таким, каким, конечно, был Мирча Элиаде. Read the rest of this entry »
Posted in Эзотерические портреты | No Comments »
Суббота
26 апреля, 2008
11:03
ЗАМЕТКИ ПО ГЛУБИННЫМ СМЫСЛАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Те, для кого русский язык является родным, часто не задумываются над тем, что они говорят и каким наследием обладают, доводя пользование языком до автоматизма. Между тем, эзотерики давно заметили весьма интересную деталь - русский язык часто является ключом для прочтения внутреннего содержания многих терминов и понятий, на первый взгляд лежащих довольно далеко от культуры и языка славян. Read the rest of this entry »
Posted in Статьи и доклады | No Comments »
Вторник
22 апреля, 2008
13:20
III. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ
1. Существуют три вида времени: линейное (длительность); циклическое (крупномасштабный вид событий); мифологическое (актуализированная вечность). Человек создан для жизни во всех трёх, но пользуется сегодня в основном только первым.
2. Линейное время - это мерный ход событий, как бы смена пейзажа за окном поезда, последовательное отрывание листов календаря. Оно независимо от человека, как независим от него раздвижной метр, количество дней в году и направление движения Солнца. Это книга, оцениваемая со стороны формата, качества бумаги и толщины, то есть по её типографско-макулатурным показателям. “Тебе подарить книгу?” - “Зачем? У меня уже одна есть”.
В грубо потребительском смысле разницы между Гомером и комиксом нет, если они занимают читателя; прочтённые, отбрасываются навсегда и «Братья Карамазовы», и бульварный роман. Всё имеет одноразовое употребление - вещь и человек. События, лица, дни текут плавно, как конвейер, и так же безостановочно. Read the rest of this entry »
Posted in Гнозис | No Comments »
Пятница
18 апреля, 2008
11:52
ТАЙНОЕ БЕЗ ВЫМЫСЛОВ
«Девяносто процентов книг по оккультизму и эзотерике оскорбляют вкус любого образованного человека. Пока оккультные доктрины представлены в таком виде, они не смогут вызвать уважения у тех, чье уважение заслуживает внимания. Масса непроверенных и не поддающихся проверке утверждений и густая, приторная, клейкая каша сентиментального “гуманизма” - такова смесь, из которой состоят многочисленные “эзотерические” книги, - именно из-за них стыдно называться оккультистом», - писала Дион Форчун в первой половине ХХ века. Read the rest of this entry »
Posted in Орденская культура | No Comments »
Среда
16 апреля, 2008
10:08
Античная культура давно ушла в прошлое, и сегодня она воспринимается как далекое и недостижимое “детство человечества”. Навсегда исчез гармонический мир древнегреческого искусства, пластические образы античной скульптуры, живописи, архитектуры. Но духовное наследие античности осталось. Оно незримо присутствует в европейской культуре и до сих пор определяет многое в ее характере, в особенности в развитии ее нравственных и эстетических идей. Это воздействие античной традиции на европейскую культуру ярче всего проявляется в такой, может быть, специальной, но тем не менее чрезвычайно важной области, как теория любви. Read the rest of this entry »
Posted in Философия любви | No Comments »
Понедельник
14 апреля, 2008
14:51
2. САКРАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РИТУАЛА
Каждый обряд следует божественному образцу, архетипу, поэтому мы вполне можем ограничиться всего несколькими примерами. “Так делали боги; так делают люди” (Тайттирия Брахмана, I, 5, 9, 4). Это индийское изречение справедливо, согласно нижеприведенной теории, для ритуалов во всех странах. Эта теория объясняет как обряды народов, именуемых “примитивными”, так и обряды, существующие в обществе с высокоразвитой культурой. Read the rest of this entry »
Posted in Разное | No Comments »
Понедельник
14 апреля, 2008
12:38
1. АРХЕТИПЫ И ПОВТОРЯЕМОСТЬ
Совершенно очевидно, что метафизические концепции архаического общества не всегда получали теоретическую формулировку; но символ, миф, ритуал отображают с разных сторон и присущими им средствами сложную организацию связных представлений о высшей реальности вещей, которую можно рассматривать как составляющую некой метафизической системы. И основная наша задача состоит в том, чтобы понять глубинный смысл всех этих символов, мирков и ритуалов и переложить его на привычный нам язык. Разобравшись в исходном значении какого-либо мифа или архаического символа, необходимо признать, что это значение является результатом осмысления определенной картины мироздания и, как следствие, содержит в себе некоторые метафизические положения. Read the rest of this entry »
Posted in Разное | No Comments »
Пятница
11 апреля, 2008
09:37
ЖИЗНЬ ДАНТЕ
Гл. V. Ересь любви
«Я полагаю, что никогда никакой Беатриче не было, а было такое же баснословное существо, как Пандора, осыпанная всеми дарами богов, по измышлению поэтов», - это говорит поздний, XV века, и плохо осведомленный, только рабски повторяющий Боккаччо и Леонардо Бруни, жизнеописатель Данте Джиованни Марио Филельфо. Первый усомнился он в существовании Беатриче. В XIX веке сомнение это было жадно подхвачено и, хотя потом рассеяно множеством найденных свидетельств об историческом бытии монны Биче Портинари, так что вопрос: была ли Беатриче? - почти столь же нелеп, как вопрос: был ли Данте? - сомнение все же осталось и, вероятно, навсегда останется, потому что самый вопрос: что такое любовь Данте к Беатриче, история или мистерия, - относится к религиозному, сверхисторическому порядку бытия. Read the rest of this entry »
Posted in Философия любви | No Comments »
Вторник
8 апреля, 2008
12:33
ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Не будет излишним отметить, что Восток не создавал ничего похожего на то, что мы называем «психология», а развил, скорее, философию и метафизику. Критическая философия, родоначальница современной психологии, в такой же мере чужда Востоку, как и средневековой Европе. Следовательно, слово «ум» в том значении, которое ему придают на Востоке, включает некоторую метафизическую коннотацию. Наша западная концепция ума утратила эту коннотацию со времени средневековья, и сейчас это слово стало означать «психическую функцию». Несмотря на то, что мы не знаем и не делаем вид, что знаем, что означает «душа», мы можем иметь дело с феноменом «ума». Read the rest of this entry »
Posted in Человек | No Comments »
Понедельник
7 апреля, 2008
14:08
НАД САМОЙ БЕЗДНОЙ… (Достоевский и судьбы России)
ЛИТЕРАТУРА КАК БОЛЬНИЦА ДЛЯ БЕДНЫХ
В первую послереволюционную пору скромную Мариинскую больницу для бедных, где родился будущий классик и где обретались главным образом венерические больные и больные туберкулезом, нарекли высокоторжественно и даже отчасти грозно: Больница социальных болезней имени Ф. М. Достоевского. Read the rest of this entry »
Posted in Статьи и доклады | No Comments »