Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Пятница
15 января, 2010

15:46

СИМВОЛИЗМ ОГНЯ

3. ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ПРОМЕТЕЯ

Попытка психоаналитической интерпретации мифа огня впервые была предпринята Карлом Абрахамом (”Сновидения и миф”, 1909), который в полном соответствии с методом своего учителя (и на основе работ Адальберта Куна - “Происхождение огня и божественного напитка”) попытался найти расшифровку мифа о Прометее в другом мифе, где сексуальный мотив мог быть без труда найден. Абрахам отождествляет Прометея с индийским божеством Матаришваном (первоначально одно из прозвищ Агни, позднее - имя бога ветра), имевшим более древнее имя Прамантха (санскритское “прамантхи” означает одновременно трут и похититель, “прамати” - предусмотрительность, провидение). Read the rest of this entry »

Пятница
15 января, 2010

15:31

СИМВОЛИЗМ ОГНЯ

2. ОГОНЬ КАК ОБЩЕАРИЙСКИЙ СИМВОЛ

Замечательный этнограф Джеймс Джордж Фрэзер всё свое исследование “Золотая ветвь” построил вокруг мифа о роли хвойной омелы, растущей на дубе (который, ко всему прочему, мог в мифических представлениях играть роль Мирового дерева). Омела защищает дуб, придавая ему особые мифологические качества. Считается, что омела, будучи срезанной в день весеннего или летнего солнцестояния, приобретает качества, аналогичные мифическому жар-цвету, а дуб после этого можно срубить и использовать как топливо. Ритуальное сжигание дуба, по Фрэзеру, восходит к общеарийским древним ритуалам. Он пишет об особой роли огня в культе Дианы Read the rest of this entry »

Понедельник
11 января, 2010

17:24

СИМВОЛИЗМ ОГНЯ

“Хотя с точки зрения реальности символ обманчив, однако психологически он - истина, ибо он всегда был мостом, ведущим к величайшим достижениям человеческого духа”. К. Г. Юнг

ОГОНЬ. “Талисман Паскаля” - записка, найденная в келье ученого после его смерти.

1. ОГОНЬ КАК МИФОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ СИМВОЛ

Выдающийся русский философ А. Ф. Лосев пишет: “Символ есть выраженность, тождество внутреннего и внешнего, проявившееся внутреннее и рельефное, перспективное внешнее. Символ есть всегда проявление, проявленность. Что в чувственном мире есть начало явления, проявления, обнаружения, осмысления? Конечно, свет. Представим себе полную темноту. Это значит, что для нас угаснут все различия, все противоположения, все вещи. Как бы ни понимать свет физически, он всегда есть начало физического осмысления и проявления вещей. Это еще не полное осмысление и проявление, но это - во всяком случае начало его. И вот платонизм есть, прежде всего, философия и мистика света. Всякий символизм так или иначе связан с интуициями света. Самая диалектика, необходимо сопутствующая такому развитому символизму, есть не что иное, как перевод интуиций светотени в область чистой мысли, ибо определение через антитезис есть, прежде всего, проведение границы и очерчивание некоей фигуры, очевидно, чем-то непохожей на окружающий ее фон, т. е. разной по свету и цвет с этим окружением. <…> Идеи суть свет. Свет ума, а также и физический свет. Ум, созерцающий идеи, “световиден”". Read the rest of this entry »