A la voix de Jésus Lazare s’éveilla. Livide, il se dressa debout dans les ténèbres; Il sortit tressaillant dans ses langes funèbres, Puis, tout droit devant lui, grave et seul s’en alla.
Seul et grave, il marcha depuis lors dans la ville, Comme cherchant quelqu’un qu’il ne retrouvait pas; Et se heurtant partout, à chacun de ses pas, Aux choses de la vie, à la plèbe servile.
Авторская программа Отари Кандаурова «ОАЗИС» на канале ВГТРК «Российские университеты» (1993-1997 гг.). Программа посвящена Эзотерике и Мировой Духовной культуре. Из 36-ти передач сохранилось 30.
Есть в обычных музеях что-то противопоставленное жизни. Обычно музеи сохраняют нам след многих жизней, но объединённых каким-нибудь частным, отдельным признаком, не охватывающим полноты живой жизни отдельных людей. А между тем музей М. А. Волошина есть как бы слепок с жизни одного человека. Он являет собой Коктебель, впервые открытый зрению и показанный в творческом преломлении. Коктебель – это Волошин, в том смысле, что поэт увидел как бы самую идею местности и дал её в многообразии модификаций, где краеведение, поэзия, ландшафт, переданный мастерскою кистью художника, являют нам и древнюю Киммерию, и отложения Греции в ней, но претворённые по-новому. ЧИТАТЬ СТАТЬЮ:
Нет писателя, который лучше, чем Достоевский, выразил бы и полнее дал бы почувствовать отсутствие правды в мире, боль жизни, всё-таки, порой слишком острую, чтобы с буддийским спокойствием отнести ее к явлениям естественным. Правда – слово расплывчатое: что есть правда, «что есть истина?» Что такое справедливость? Но точного определения быть и не может… Что-то «не то» и «не так» в жизни, частью по вине людей, частью независимо от них, и, значит, ни по чьей вине. Достоевский это уловил. От Достоевского сводит скулы, пересыхает в горле, и вовсе не после какого-либо отдельного его рассуждения, нет, а от общего, ужасного неблагополучия представленного им мира. В молодости именно к этому неблагополучию сознание чувствительно: оно его не предвидело, оно еще не утратило своей детской доверчивости. Молодой человек останавливается в тревожном изумлении: как, неужели это и есть жизнь? Откуда всё это? Как же мне в такой жизни участвовать? Как исправить, можно ли помочь? Да, это первое, ни с чем не сравнимое впечатление от Достоевского благотворно и неизбежно, если только у молодого человека живая душа. Да, да, бесспорно… Но… Читать далее:
Определением «окаменелость» я воспользовался потому, что оно показалось мне особо подходящим для выражения моих чувств. Что говорит о нем словарь? В статье «Окаменелость» читаем: «Характерные окаменелости — те, которые всегда находят в определенных пластах и никогда в других и которые тем самым помогают точно их распознать» (Ларусс, т. 4, с. 618).
Сказать об этом лучше невозможно. Читать далее:
«…Верните мне моё право подвергаться испытаниям. Великая духовная гнусность утверждать, что тех, “кто представляет собой какую-то ценность”, надо держать в безопасности! Лишь будучи активным участником событий, можно сыграть действенную роль. И если “представляющие ценность” являются солью земли, они должны смешаться с землей. Нельзя говорить “мы”, когда стоишь в стороне. … Я нравственно заболею, если не буду сражаться».Читать_pdf
«Фра Беато Анжелико брал кусочек неба, и растирал его на палитре в голубую краску; брал кусочек солнца, и растирал его в золото; кисть макал в зарю – красную краску; в лунное море – серебро. Вот бы как написать два маленьких Апокрифа, две заглавных картинки к Евангелию Ave Maria, Благовещение, и Gloria in excelsis, Рождество». (Д. Мережковский «Иисус Неизвестный») Читать далее:
Мог не прийти? – Не мог. Он – Солнце. И что? Был весел у сивилл. И улыбнулся мир спросонья. – Пришёл, увидел, удивил.Его узнали только трое.От тронов их оторвало… –И пали будничности Трои –Свечой их высшее звало.
ЭВКЛИДОВСКИЙ И НЕЭВКЛИДОВСКИЙ РАЗУМ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО
Более 30 лет тому назад я прочел одно небольшое произведение Достоевского и почувствовал, что не могу отложить его в сторону. Это были «Записки из подполья». То, что я написал о них, было сожжено. Но сейчас случай вернул меня к первому опыту. Обрывки старых мыслей всплывают вместе с новыми, и выходит что-то такое, что раньше я бы не написал. Я возвращаюсь к своей старой теме кружным путем, через довольно долгие занятия Востоком, и то, что я давно пытался осознать в Достоевском, выступает сейчас для меня в каком-то новом свете. Read the rest of this entry »
Каждый национальный характер соткан из противоположностей. Но в литературе эти противоположности сгруппированы, прояснены и складываются в стройную систему. А в жизни наплывает хаос и противоположности ни во что не складываются. … Откуда взять благородный правящий слой? Как перейти от взрывов вольной волюшки (казнить так казнить, миловать так миловать) – к внутреннему, не на палке основанному порядку, то есть к самоуважению, достоинству и ответственности?