СБАИТ
ЕВАНГЕЛИЕ ЭХНАТОНА
Более двух веков происходит извлечение из забвения великого Египетского Пророка. За это время его фигура выросла до размеров второго после Христа Учителя человечества. Находка его Учения-Сбаит в тайных архивах Тибета в середине XVIII века, дальнейший перевод текста на английский, а затем и на русский язык, осуществлённый внутри орденских структур, и создание Д. С. Мережковским своего гениального романа «Мессия» довершили картину. Эхнатон победил время. На сегодняшний день он самый известный египетский фараон.
* * *
О. З. КАНДАУРОВ
Свою главную книгу, к которой, как к вершине горы, он шёл всю жизнь, Дмитрий Сергеевич Мережковский назвал «Иисус Неизвестный». Действительно, все великие Духовные Светочи мира вписались в человеческую историю лишь широкоизвестной экзотерической стороной своей деятельности и учения. Но обаяние личности каждого всё же оставило глубокую зарубку в памяти человечества, и имена их сделались вехами и маяками, освещающими путь людского напряжённого поиска истины. Приближаясь к вершине, Мережковский написал роман об Эхнатоне и назвал его предельно выразительно: «Мессия». Он уравнял его с Иисусом истории и дал понять, Чьим посланником был египетский Пророк и Учитель. Романная форма была вынужденной: на исследование не хватало фактографического материала. Пришлось “заменять интуицией информацию”, и в первой части дилогии: «Тутанхамон на Крите» это получилось слишком далеко от исторической правды. Зато Эхнатон «Мессии», гораздо более близкий к истине в смысле достоверности, оказался полностью в зоне правды эзотерической. Что-то витало в воздухе в годы 1922-1925, что заставило обратиться к наследию Египта в целом и к «первой личности в истории» (по выражению Д. Брестеда) в частности. И Небеса подыграли этому страстному и искреннему поиску духовных ориентиров.
В 1922 г. Говард Картер находит гробницу Тутанхамона, почти неразграбленную, а представители Тайных обществ издают перевод раздобытого чудом «Евангелия Эхнатона», причём русские эзотерики достаточно оперативно публикуют его русскую версию. Это был мощный “ответный ход” по отношению к пришедшим к власти представителям тоталитаризма и атеизма: конец 1917 г. - Россия; 1922 г. - Италия и попытка прихода к власти в Германии. Однако аргументы добра оказались «перлами» для свинства человека толпы; охламоны потянулись к тому, что попроще; демос любит демагогов и распинает посланников Небес. «Солнце Правды» слепит их; полумгла массманипуляторства фюреров и вождей им более по душе.
Солнце Правды, Христос, это и есть Атон XIV столетия до н.э. Тридцать три века разноса в истории оказались «возрастом Христа» в этом масштабе. И Высшие Силы сделали всё, чтобы правда духа вышла наружу и в очередной раз огласила всё человечество.
Но - как всегда - «много званых, но мало избранных», и воззвание к верным было услышано лишь единицами. Выстроилась обычная оппозиция: подавляющее большинство против доминирующего меньшинства. Большинство подавляет и топчет, но окончательная победа всегда остаётся за меньшинством. Количество против Качества всегда проигрывает: поэтому человечество не деградирует, и жизнь на земле продолжается. Но если план «военных действий» большинства лежит на поверхности, то план ответных действий меньшинства всегда потаён и прикровен и огласке не подлежит. В противовес дешёвой писанине вождей всех оттенков были представлены вынутые из-под спуда церковной цензуры книги духовных мастеров и Учителей последних четырёх тысяч лет, спрятанные до времени и сохранённые в тайных криптах Тибета или воссозданные гением светочей европейской и мировой культуры второй половины XIX - начала ХХ веков. Попсовой известности противостали удельный вес и “гамбургский счёт”, отделяющие подлинное от подленького, глас истины от “кваканья из тины”. После гибели основных мировых империй пришёл черёд банкротству тоталитарных деспотий и диктатур; за одно столетие мир дважды «сменил кожу»; две мировые войны заставили задуматься о вечном. Даже тоталитарные бонзы пытались примазаться к мировой культуре собиранием шедевров живописи и исполнением великих музыкальных произведений.
Но правда была непреодолимым барьером: слово приручить не удалось. Пропаганда выдвинула свой критериум: «ложь должна быть чудовищной, чтобы в неё поверили абсолютно все». Мировая мудрость, фиксированная в текстах, стала легко различима на таком контрастном фоне. Без физического насилия - дикости против культуры не устоять. Но судьба песка и золотых частиц в нём была и будет различна. «Чтоб возмутив бескрылые желанья В нас, чадах праха, после улететь?.. - Так улетай же, чем скорей, тем лучше!» Чада праха всегда будут читать детективы и разгадывать кроссворды. «Божественная комедия» и Месса си-минор не про них. Поп-культура (куда входит и пропагандистская бодяга) помогает, как наркотик, сползать в пропасть смерти тому, что смертно. Метать ему перлы бессмысленно и жестоко. Вечные ценности приходятся впору только тому, кто вечен. Поэтому слово мудрости всегда обращено к душе, и её размер в человеческом организме определяет потребность в этом слове. Если же человек начинает жить и действовать соответственно наставлениям мудрости, тогда он - рыцарь, и это - высшая категория штучности. Ибо драконов зла побеждают только рыцари. Слово - лишь спусковой крючок действия. Именно действие меняет лицо мира; только оно переводит эфемерное в действительное. Когда Достоевский говорил, что он реалист в высшем смысле, он имел в виду именно это. Такими были и все великие Учителя прошлого. Таким был и Эхнатон.
В нём соединились две шедшие до того параллельно линии: египетских властителей-суверенов и - мудрецов (бывших одновременно великими зодчими). Он был сыном повелителя огромной империи, простирающейся от Малоазийских владений до порогов Нила, Аменхотепа III и учеником великого зодчего и мыслителя Аменхотепа сына Хапу, за мудрость и мастерство обожествлённого при жизни. В шеренге его предшественников и учителей Имхотеп, Джедефра/Хемиун, Хеси-ра, Инени, Аменхотеп - строитель Луксора, Сенмут; среди его учеников братья Сути и Хор, строившие для Аменхотепа III с ним одновременно. Царственное положение Эхнатона позволило ему зафиксировать и тем сохранить то, что до него передавалось только изустно, «кабалистически», т.е. «из уст в ухо».
Великое знание - оружие, причём оружие всесокрушающее, и вручается оно лишь тем, кто научен им пользоваться, во избежание опасности повредить себе и другим. Будучи по статусу живым богом, Эхнатон позволил себе быть достаточно широковещательным: его беседами с изложением сути учения был облагодетельствован внушительно широкий круг лиц из приближённых молодого фараона, о чём они хвастливо заявляли в надписях в своих гробницах - маленьких именных храмах и часовнях. Так что они были первыми слушателями того, что сегодня мы называем «Евангелием Эхнатона».
В отличие от неясной, с двоящимися контурами биографии Эхнатона, его учение сохранилось в чёткости и полноте. Хотя в результате нескольких переводов из текста исчезли египетские черты, гностическое наполнение с первых слов являет уникальную высоту обзора духовных реалий и внебиблейскую свободу в течении мысли и реакциях сердца при освещении трансцендентных объектов, на которые падает взгляд величественного Ур-Маа.
Текст обращён к избранным, но нужно помнить, что в избранные мы выбираем себя сами. Сделать амбициозную заявку несложно, трудно званию соответствовать. Избранность не привилегия, избранность - обязанность. Так всегда понимали своё назначение духовные рыцари. Именно из них образуется человечество Завета Духа Святого. И «Сбаит» отныне становится их настольной книгой.
Итак…
Предисловие к русскому переводу
Прочитав книгу «Тебе я дарую» (английское название книги) и пораженный красотой мыслей и способов выражения их, я понял, что для перевода её необходимо не только знание языка, не только усидчивость и желание, но и священный внутренний огонь - талант, данный Богом, ибо некоторые места книги этой кажутся мне настоящими перлами поэзии.
Я вполне сознавал отсутствие этого таланта у меня и вполне сознаю несовершенство перевода, мною сделанного. Поэтому естественным является вопрос, почему же всё-таки взял я на себя смелость приступить к этому переводу.
Существуют две причины, извиняющие до некоторой степени моё дерзновение: среди друзей моих, интересующихся вопросами, затрагиваемыми этой книгой, в течение долгого времени не нашлось никого, кто нашёл бы время взяться за эту работу, а красота мыслей в этой книге такова, что даже и слабый перевод не может вполне скрыть её и, я верю, всё же даст великое духовное наслаждение тем, кто лишён возможности прочесть её в прекрасном английском переводе.
Вторая побудительная причина такова: мне думалось, что быть может, кто-либо из заинтересовавшихся этой книгой, кто имеет Господом данный талант, прочитав мой несовершенный труд, обработает его так, как он того заслуживает.
Вот почему приступил я к этой работе и теперь осмеливаюсь предложить его вниманию тех, кто имеет желание «познать и восстановить мудрость веков, которые прошли».
Продумав книгу эту по силам моим, просидев над ней многие дни, обсудив её с многими моими друзьями, я осмеливаюсь сказать несколько слов предупреждения.
Я прошу читателей не осуждать сразу некоторые, с первого взгляда непонятные, фразы и сравнения и не торопиться относить вину на счёт переводчика. Много в переводе недостатков, но некоторые фразы и сравнения становятся понятными лишь после некоторого размышления и концентрации на них, и тогда становятся они на своё место, как правильно сделанный кирпич в каменной стене.
Имейте в виду: книга эта написана приблизительно за 1360 лет до Р.Х., и, естественно, многое требует размышления, прежде чем быть усвоенным.
Я буду счастлив, если мой труд принесёт читателю хоть часть того духовного наслаждения, которое испытал я, читая её, и я верю, что за красоты её, которые даже мой перевод не мог затушевать, друзья мои извинят его недостатки.
Переводчик - Шанхай, 1935 год
.
КНИГА ПЕРВАЯ
[Обязанности, относящиеся к человеку, рассматриваемому как индивидуум]
Глава I
[Размышление]
Углубись в самого себя, о человек! и размышляй, для чего ты был создан.
Обдумывай свои силы, обдумывай свои желания и свои соотношения, - так обнаружишь ты обязанности жизни и будешь руководим на всех твоих путях.
Не начинай говорить или действовать, прежде чем не взвесил слов своих и не проверил побуждений каждого шага, тобою предпринимаемого, - тогда бесчестье будет далеко бежать от тебя и в твоём доме чуждым будет стыд; сожаление не посетит тебя, а печаль не омрачит лица твоего ни в этой жизни, ни во многих других, которые придут.
Безрассудный человек не обуздывает своего языка; он говорит наугад и запутывается в глупости своих собственных слов.
Человек, без размышлений приступающий к какому-либо действию, прежде чем он рассмотрел последствия его и взвесил возмездие, которое взыщет Закон, - подобен бегущему в торопливости, прыгающему через преграду и падающему в яму на другой стороне, которую он не видел.
Прислушивайся же к голосу Размышления, его слова есть слова мудрости и его пути приведут тебя к спасению и истине.
Знаменательно, что Сбаит Эхнатона начинается с Размышления. Тщательное обдумывание предстоящего характерно для ментальности египтян. Если статуарность фараонов на изображениях связана с некоторым позированием - пусть и в сакральных сценах, то портреты мудрецов, архитекторов, живописцев, скульпторов, жрецов-учёных преисполнены работы мысли, погружённости в поток рассуждений с активным участием в процессе интуиции и религиозного опыта.
Сложность постоянно ставимых конструктивных и технических задач, гениальность в их решении на всех уровнях, привела к феноменальной глубине их естествознания, психологии и богословия. Причём они никогда не довольствовались мозговыми абстракциями - архитектура и все виды искусства были полигоном для мгновенного испытания “приходящих на ум” идей, а «вечность» была экзаменатором основательности разработок. Уровень понятия «мастер» был очень высок, а наказания за промашки весьма суровы - взыскивали за торопливость и халтуру, которой потому и не было. Ляпсусы в решениях как технических, так и эстетических задач почти не встречались.
Столь же основательно решались и мировоззренческие вопросы. Внимательность и точность писцов была феноменальна. Мифологема Суда Осириса приучала к взвешенности поступков и слов. Осмотрительность была одним из тех качеств, за которые надо было отвечать. На чашах весов египетского «Страшного Суда» твоё сердце должно встать вровень с пером Маат (Истины) - и в этом было твоё спасение.
Глава II
[Скромность]
Кто ты, о человек! чтобы полагаться на твою человеческую мудрость? и почему ты хвалишь себя за свои достижения?
Первый шаг к тому, чтобы стать мудрым - познать, что ты рождён смертным невеждой, и если ты не почитаешься неразумным в мнении других, - отбрось безумие почитаться мудрым в твоей собственной смертности.
Как простая одежда лучше украшает прекрасную женщину, так и скромное поведение является лучшим украшением внутренней мудрости.
Речь скромного человека даёт блеск истине, а скромность его слов оправдывает его ошибки.
Он не полагается на свою человеческую мудрость; он взвешивает советы друга и извлекает пользу из них.
Он отвращает своё ухо от самовосхваления и не верит ему, он последний в обнаружении своих собственных совершенств.
Как вуаль подчёркивает красоту, так и его добродетели усиливаются тенями, которые его скромность набрасывает на них.
Но всмотрись в бесполезного человека и понаблюдай надменного: он одевается в богатую одежду, ходит по людным улицам, бросает свои взгляды вокруг и домогается внимания.
Он задирает свою голову и не замечает бедного; он обращается с низшими с презрением, и стоящие выше него за это смотрят на его гордость и безрассудство со смехом.
Он пренебрегает суждениями других, полагаясь лишь на своё собственное мнение и… сбивается с толку.
Он пропитан тщеславием собственного воображения; его наслаждение - слушать и говорить о себе весь день.
С жадностью проглатывает он похвалу себе, а льстец, в свою очередь, пожирает его.
Знаменательно и беспрецедентно, что Скромность открывает Учение того, кто в силу своего царственного положения должен был бы отстоять от неё диаметрально. Но в том то и дело, что перед нами сейчас не “самодержец всея Та Кеми”, а ученик её наиглубочайших, наитишайших, наисосредоточеннейших сынов. Только из глубины подземных криптов особенно чётко видно, что ты «рождён смертным невеждой», - на поверхности хор льстецов оглушает тебя безудержными и безразмерными похвалами. Не доверяй их осанне и не теряй самоконтроля.
Эти слова, являющиеся отеческим назиданием всем грядущим участникам «миссии суверенов» (термин Сент Ив д’Альвейдра), обращены прежде всего к самому себе. «Жрец царя» Туту, оказавшийся коррупционером и предателем, был безжалостно низвергнут с высот привилегированного положения, несмотря на гекалитры патоки, вылитой им на голову простодушного вроде бы господина.
Замечания об ошибке дают понять, что ни о каком “жестоковыйном” титанизме речь не идёт, а выпад против богатых одежд пустобрёхов подтверждён тем, что Эхнатон и Нефертити были в одежде минималистами, а доверенных лиц принимали вообще обнажёнными. В скромном платье изображена Нефертити последних лет царствования на скульптуре в рост Тутмоса из Берлинского музея.
Наконец «советы друга» и «суждения других» вводят нас во внутренний круг орденской структуры, а то, что Эхнатон создал братство посвящённых, не подлежит ни малейшему сомнению. К сожалению, мало кто из его окружения (что, как вы понимаете, не то же самое, что «круг»), оказались на высоте принципов нового Учения, но проповедь - не педагогика, а пророк - не нянька. Будучи фараоном, Эхнатон не мог сказать главной фразы любого назидания: «делай как я!»
Традиционное царское самовосхваление Ур-Маа оставил экзотерической войне тщеславий в сфере “наглядной агитации” раскрашенных рельефов и скульптур. «Сбаит» предназначалось для передачи от сердца к сердцу. Вопреки распространённому мнению, льстецам не удалось пожрать его: они обломали зубы о твёрдую проповедническую сердцевину мягкого с виду всеобщего доброжелателя.
Глава III
[Применение]
Так как дни, которые прошли - ушли навсегда, и те, которые придут, могут не придти к тебе в твоём теперешнем состоянии бытия, то приличествует тебе, о человек! использовать теперешнее состояние без сожаления о потере того, что прошло и не слишком много полагаться на то, что придёт. Ибо о твоих будущих состояниях ты не можешь знать ничего, кроме того, что твои действия теперь определят их.
Это мгновение - твоё. Ближайшее находится в лоне будущности и ты не знаешь, что оно может принести. Зрелость нерождённого - в соблюдении Закона.
Каждое будущее состояние будет таким, каким ты создал его в настоящем.
Чтобы не решил ты сделать - делай быстро. Не откладывай до вечера того, что может быть выполнено утром.
Праздность есть мать нужды и боли, а благой труд приносит радость.
Рука прилежного побеждает нужду. Успех и удача являются слугами трудолюбивого человека. …
Он поднимается рано и ложится поздно. Он упражняет свой ум размышлением, а своё тело - действием, сохраняя здоровье обоих. Ленивый человек - бремя для самого себя. Его время тяжело лежит на его плечах; он бесцельно бродит и не знает, что ему делать.
Его дни проходят, как облачные тени, и он не оставляет после себя никакого знака для воспоминания. Его тело нездорово из-за недостатка упражнений. Он нуждается в действии, но не имеет силы двигаться. Его ум находится в темноте, его мысли беспорядочны. Он хочет знания, но не имеет сил приобрести его.
Он стал бы есть миндальные орехи, но ненавидит беспокойство, сопряжённое с необходимостью раздробления их скорлупы. …
Применение - ключевое слово эзотерики. Знать фундаментальные законы бытия недостаточно - надо уметь и хотеть их применять. Приобрести дорогой набор камнерезного инструмента не значит стать великим скульптором. Действие, а не слова - основа духовной культуры, и действительное, а не умозрительные прошлое и будущее, имеет приоритет, если речь идёт о применении. Выстраивать очень красивые мозговые абстракции - попусту терять время. Перед лицом подлинных, а не фиктивных прошлого и будущего ты обязан быть полноценным настоящим и даже твои добрые намерения не оправдают недоброкачественного данного тебе к реализации звена цепи человеческой культуры. Не подведи прошлого, работая над тем что вокруг тебя, и ты оправдаешь себя перед будущим.
Выражение «зрелость (ещё) не рождённого» впервые появляется в гностическом хозяйстве человечества. Всё имеет право родиться только по впитывании и становлении в законах мира сего, установленных свыше - в этом знак его зрелости (спелости) и готовности встроиться в структуру мира.
Будущее созидается настоящим. Только катастрофы меняют мир непроизвольно, но и они посылаются свыше по каким-то неведомым нам причинам, по неким, ведомым одному Богу, соображениям.
Да будет путь от намерения до его реализации кратчайшим: береги энергию вдохновения, не дай огню изойти дымом пустопорожности. Да будет молния тебе образцом: вялотекущий порыв - нелепость.
Странно слышать слова о «благом труде» от того, кто, казалось бы, стоит над толчеёй мира с его требами. Но жизнь царя только по видимости выглядит как сплошное купание в озере праздности. При закладке нового храма именно фараон сам месил и лепил из соломы, ила и благовоний закладные кирпичи, закладывавшиеся по четырём углам здания, сам проводил борозду периметра, по которой затем выкапывалась траншея до грунтовых вод, и от их уровня равнялось основание сооружения. Ему принадлежит разработка концепции храмового комплекса, идеологические и эстетические новации в архитектонике и декоре. Ему же принадлежат и все сопроводительные тексты при изображениях. А ритуальные богослужения, а забота об армии и командование ею в военных действиях, а приём иностранных послов!.. Воистину о праздности и лени говорить не приходится. Поэтому и речь фараона звучит полномочно.
Стыд и раскаяние не истерзали напоследок великого проповедника. Он хотел знания и имел силы и волю приобрести его. Посвятительная процедура Египта была максимально далека от сентиментальности. Но Эхнатон с детства упражнял своё тело и дух. И Аменхотеп сын Хапу получил в лице царственного тёзки достойного ученика.
Кандауров О. З. «Сбаит. Евангелие Эхнатона», 2011 г., (фрагмент).
.
мая 6, 2011 at 11:05 дп
Кандауров О. З. «Сбаит. Евангелие Эхнатона», 2011
Книгу можно приобрести в магазинах:
ООО Торговый Дом Книги «МОСКВА»
Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1
(м. Пушкинская, Тверская)
ООО Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»
Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1. (м. Лубянка)
«Московский Дом Книги»
Москва, ул. Новый Арбат, д. 8 (м. Арбатская)
«Белые облака»
Москва, ул. Покровка, д. 4 (м. Китай-город)
а также в интернет-магазинах:
- Ozon.ru,
- Setbook.ru,
- Books.ru.
- My-shop.ru,
- Книжный магазин агентства “Книга-Сервис”,
- Urait.ru,
- 24bio.ru,
- Samadi.ru,
- Poligraffo.ru,
- Vasha-kniga.com,
- Flip.kz,
- Setbook.kz,
- Bookshop.ua,
- Книжный каталог http://www.knigi-janzen.de
- Biblio-globus.us