Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Диалектика Свободы

(Эзотерический этюд)

 ”Мы не хотим только верить, мы хотим знать. Вера требует признания истин, которые мы не постигаем полностью. А чего мы не постигаем полностью, то противится индивидуальному, которое хочет испытать всё своим собственным глубочайшим существом”.  Р. Штайнер «Философия свободы».   

 Так всё-таки, как же нам воспринимать существующий порядок вещей в сотворённом мире? Как данность, к которой мы имеем лишь пассивно-созерцательное отношение? Как искажённый закон Небесной Реальности, следуя образу мыслей философов пессимистического толка, особенно остро и глубоко чувствующих противоречия внутреннего и внешнего? Или, не заботясь о том, что предлагает нам новая эпоха и разум, продолжать эгоистически жить в своём религиозном исповедании, однажды понравившемся? А может, стоит принять точку зрения Лейбница, считающего этот мир со всем его злом для человека всё же лучшим из миров, который мог бы быть когда-либо создан? Лучшим, с точки зрения его гармонического становления и проявления этой гармонии в неистребимом стремлении человека к подлинному совершенству.

Идея природной эволюции мира воспринимается многими как естественная, и подчас, единственная. Она подтверждается научно и является вполне достаточной для рационального ума. Но вот идея иерархического строения мира (физического и метафизического) и его общей позитивной динамики - гораздо более трудна. Кроме того, по отношению к человеку, где иерархизм и двойственность проявляются с наибольшей силой, существует множество ложных мнений и принципиальных разногласий.

Может быть, поэтому однозначного понимания для человечества в целом, пока нет и быть не может. Точнее, ещё долгое время ответы на фундаментальные вопросы бытия не будут самоочевидны для всех. «Грань, отмежёвывающая различные точки зрения, утверждается, прежде всего, проявлением простора и многообразия в чувствах, переживаниях и возможностях действия духовного начала самого человека». А также и общего эволюционного уровня человечества на данном этапе развития.

В начале духовного пути мы желаем получить ответы на все вопросы сразу и, по возможности, без моральных издержек и мучительных поисков и сомнений. И только на определённой ступени совершенствования становится понятна мудрость высказывания “скромного” Лессинга: «Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединённое с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама Истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».В комментариях к Великим Арканам «Священной книги Тота» Владимир Шмаков даёт исчерпывающие ответы на некоторые вопросы, подводящие нас к этой огромной теме.

Начнём с того нелёгкого этапа развития человеческой личности, когда сам человек без всякого сомнения убеждается, что преходящее  удовлетворить его больше не может. Шмаков пишет: «…И тогда в человеке рождается тоска. Это жуткое, неуловимое, несознательное, невыразимое, непобедимое чувство сразу опутывает его и отрывает  от внешнего мира; оно сковывает его волю и разум, стремления и чувства и направляет их куда-то внутрь. И как из бездны восстают во всём своём величии грозном, жутком, сомнения во всём. Мир гаснет, и в трепетном томлении человек впервые становится лицом к лицу с самим собой. …Одиночество есть страдная пора жизни каждого, на пути которой в горниле испытаний, впервые начинает вырабатываться сознание духа». И тогда человек смутно понимает, что:

                … Сам избрал пустынный сей затвор
                Землёю добровольного изгнанья,
                Чтоб в годы лжи, падений и разрух
                В уединеньи выплавить свой дух
                И выстрадать великое познанье.
                                                      (М. Волошин)

«Весь бесконечный путь существа человеческого, вся тернистая стезя опыта, исканий и томления есть жажда безраздельная, есть стремление неустанное, есть искание трепетное своего образа, своего имени, своей истинной сущности» (т.е. самоидентификации). Вот откуда раздаётся одинокий голос: «Сбыться, сбыться, во что бы то ни стало!» - святая святых «Цитадели» Сент-Экзюпери. Сбыться на Земле для нас значит - найти в конкретной жизни единую цель, единый закон. А точнее, найти и, по возможности, осуществить.

Но для этого нужно, при максимальной свободе выбора, положить правильные пределы, прежде всего, себе самому, т.е. задать границы допустимого в беспредельности возможностей своего существа. «Царство небесное принадлежит Мудрости и Любви - обоим детям Свободы», - писал Элифас Леви.

И здесь выясняется, что одного интуитивного доверия к жизни мало; полноценное знание формируется только благодаря последовательному погружению в мистериальное пространство духовной культуры, полученное нами в качестве бесценного дара для самопознания. Это - источник колоссальной силы, правильное применение которой может дать лишь понимание гностических ключей (Кабала, Тарот, Астрософийный круг, Насик),  прилагаемых комплектно.

Именно Знание даёт человеку то, что эзотерики называют подлинной свободой. «Познайте Истину и Она сделает вас свободными», - фраза, сказанная на века и тысячелетия и имеющая для нас  вполне конкретный смысл: принять двуединство мира как фундаментальный закон Вселенной, а уравновешенное проявление двух сил как универсальный (Божественный) закон бытия и, приняв это, включиться в единый поток жизни. Увеличение степени такой свободы в личности есть уменьшение количества  “зла” в нём.

Эзотерика этого дела в том, что Истина присутствует на Земле поделённой на две контрастные части: Храмовые колонны Йакин и Бохас, чёрно-белое поле шахматной доски-насика, принцип «двух Ведомств» (подробно прописанный в романе М. Булгакова): Милосердия и Справедливости (Строгости), которые восходят с Столбам Кабалистического Древа. И средней колонны - Равновесия, на которой положена вся система.

«Всякое желание “упростить” целое до чего-то одного - “для определённости” - есть поползновение отменить Божественный принцип свободной воли с возможностью выбора - в человеческий приказной деспотизм, “упрощающий” принятие решений» (О. Кандауров).

   Вроде бы всё просто и, однако: «Что требуется для того, чтобы уничтожить зло на земле? Одна очень простая с виду вещь: вывести из заблуждения глупцов, - писал Элифас Леви. - Но здесь всякая добрая воля бессильна: глупцы не желают расставаться со своими заблуждениями».

Так, например, Е. П. Блаватская считала злом и величайшим заблуждением любые попытки «определять человека, отделяя его от Всеобщего Целого или рассматривать его в изоляции, в одном аспекте, отдельно от “Небесного Человека” - Вселенной, символизированной Адамом Кадмоном или его эквивалентами». А Рудольф Штайнер формулировал эту проблему так: «Всё зло на земле проистекает оттого, что люди неверно используют силы, данные им для личного становления и совершенствования». Философ первой половины ХХ века Мартин Бубер также считал, что к этому вопросу нельзя правильно подойти, если трактовать, как это принято, добро и зло как две полярно противоположные друг другу силы или направленности. Их смысл становится нам более понятным только в том случае, если мы сознаём их как неодинаковые по своей сущности: злое влечение как страсть (хотя злым его сделал сам человек), - страсть как присущую человеку силу, без которой он не может ни порождать, ни создавать, но которая,  оставленная без присмотра, теряет направление движения и ведёт к заблуждению, а доброе влечение - как чистую, т.е. безусловную направленность к Богу. Соединить оба влечения - значит придать потенции страсти, такую направленность, которая окрыляет её привилегией Любви и Высокого служения. Только так, а не иным образом человек может стать цельным. А личность творящая должна соответствовать этому  предельно.

«Великий секрет добродетели заключается в искусстве сбалансировать силы. Но равновесие, которое надо искать, - это не то равновесие, которое приводит в состояние покоя, а то, которое стимулирует движение. Так как состояние покоя есть смерть, а движение - жизнь!» (Э. Леви). Принцип соблюдения равновесия сил отражает структура Кабалистического древа. Правильные пределы поля деятельности человека заданны Колоннами Строгости и Милосердия. В условиях общей земной школы они неукоснительно отслеживаются Высшей Волей, а человек, нарушающий данные меры, и является носителем зла. И чем выше духовно личность, тем тоньше эти границы. От строгости к Справедливости, от милости к Милосердию.

Принцип двуединого закона запечатлён в “атлантском плетении” ключа Анха египтян - символа Вечной Жизни. Исследователи-египтологи отмечают, что главными атрибутами его являются узел и петля (основные атрибуты сети). Форма Кадуцея несёт ту же смысловую нагрузку. Вкруг оси Жезла два Змея перетекают друг в друга у его  основания.

«Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не придёт к Отцу Небесному, кроме как через меня», - говорит Один.

«Я есть Врата. И никто не пройдёт к Отцу Небесному мимо меня», - эхом вторит Другой.

«Всё, что мы разделяем так мучительно и упорно; всё, что нас доводит до невыносимых противоречий, - небо и земля, природа и люди, добро и зло - сливалось у древних в одну гармонию. … Это - два откровения одного начала. Единое в единой душе человека», - таково концептуальное утверждение Д. С. Мережковского. «Так решается эта система уравнений с двумя (всем известными) Неизвестными», -  добавил бы он сегодня.

А вот что пишет Е. П. Блаватская о восточном Символизме змей: «Великий змеиный Бог, есть правитель Паталы, одной из семи областей подземелья, куда спускался посвящаемый. Он же есть Наг, поддерживающий семь миров; Он также Ананта, “бесконечный”, и символ вечности, - поэтому Он - “Бог Сокровенной Мудрости”, низведённый Церковью до роли искушающего Змея, Сатаны».

Помимо того, что одни из высших иерархических сущностей - серафимы-змии (знаменитый Медный Змий - Сераф был воздвигнут Моисеем в честь них), у гностиков был в большом ходу и почёте образ Офиса-Христоса или Змея Христа, а братство гностиков Египта носило название офитов или «Братство Змия»; в нём Офис-Христос являлся высшим сакраментом.

«Христос, - утверждает Блаватская,- означает “жить” и “родиться в новую жизнь”, а Хрестос во фразеологии “Посвящения” означал смерть внутренней, низшей или личной природы в человеке (что отлично знали ессеи, в общине которых воспитывался юный Иисус). Таким образом дан ключ к пониманию браминского титула “дважды рождённый”».

Это и есть Сверхчеловек Ф. Ницше и Богочеловек В. Соловьёва - 1-й аркан Тарота «Маг». Именно его вербалистику  имел в виду П. Флоренский, говоря: «Слово кудесника, рождённое в восторге, несёт в себе, возносит с собою отторженный кусок его волнения. И потому, слово кудесника само по себе есть новое творение, мощное, дробящее скалы… и двигающее горою, низводящее Луну на Землю, останавливающее облака, меняющее все человеческие отношения, всё могущее. … В экстазе творчества именами теург сознаёт себя богом. Весь мир пронизан магическими и мистическими силами, и нет вещи, которая не была бы опутана сетями мага».

В мировой духовной культуре есть феномены, гармонично дополняющие друг друга и воссоздающие своим творчеством двуединый принцип Божественного Целого. Один из таких феноменов был угадан и впервые обозначен великим русским духовидцем Максимилианом Александровичем Волошиным. Речь идёт о творчестве Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова. Достоевский, писавший вторую половину жизни фактически только о Христе, Булгаков же (что манифестировано ранними названиями Романа) - о Дьяволе. И сегодня особенно отчётливо видно, как гармонично переплетаются две эти составляющие, плавно перетекая в Божественный Узел великого французского Мастера - Антуана де Сент-Экзюпери - созидателя духовной «Цитадели». И снова всплывают египетские реалии: петля, трилистник и узел Анха - Ключа, которым открываются двери в Вечные пространства Мудрости и Свободы. Р. Штайнер поясняет: «Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу как чистейшему выражению человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку, поскольку мы свободны».

Вернёмся опять к замечательному тексту В. Шмакова. «Необходимость свободы - пишет он - вытекает из самого существа природы конечной цели человека. Весь путь его эволюции есть путь опытного самопознания, есть изучение законов в их реальном действии. У человека не должно оставаться сомнений позади, а посему каждый следующий шаг возможен лишь после исчерпывающего выяснения предыдущего этапа. Возможно, именно в силу этого, основным способом освоения бытия является метод познания от обратного». И далее: «Истинные законы в отличие от частных произволений всеобъемлющи; пронизывая всё мироздание, они управляют течением его жизни и связаны непреложным единством по Закону Аналогии».

О том же и весь Булгаковский Роман. Только это и демонстрирует Воланд и его команда в каскаде происходящих событий.

«Иногда, для того чтобы погубить человека, достаточно всего лишь предоставить ему самому решать свою судьбу», - фраза, сказанная Воландом Маргарите, к величайшему сожалению так и не вошла в окончательный вариант романа. К сожалению для нас, поскольку самому Булгакову этот закон был хорошо известен. Но, видимо, и на это была Высшая Воля; как бы случайно выпавший из основного текста осколок истины, но сохранённый для того, чтобы быть вновь утверждённым сегодня с ещё большей силой и показательностью.

Изменить судьбу можно только переплавив самого себя.

Итак, духовная свобода  есть постоянный выбор, а точнее - единственно-правильный выбор, возможный только в пределах Универсального (т.е. Божественного) Закона, ставшего внутренней нормой для самого человека.

«Настанет время, - говорит загадочный арестант, - когда человек перейдёт в царство истины и справедливости», - недвусмысленно показывая, что одно неотделимо от другого.

   Цель и суть Его прихода на землю - помочь человеку СБЫТЬСЯ.

   «Ну а помочь СБИТЬСЯ - это уж моё дело», - тут же добавит ПРАВДИВЫЙ Воланд.

   «Но позвольте, вот курьёз - тут-то вы, подобно старику Канту, сами себе и противоречите, - скажет недоверчивый Берлиоз. - А как же ваши предыдущие доказательства?»

   И доказательств никаких не требуется, всё очень просто: Великий Учитель задаёт определённый уровень совершенства на земле, Великий Экзаменатор манифестирует заданное качество, т.е. проявляет утверждённый результат,  прежде всего, для самого испытуемого. Поэтому, если вам суждено сбыться, то вас уже невозможно сбить, что и было блестяще продемонстрировано в пустыне главными действующими Лицами Евангельской Мистерии.

                                                     И. Стрелецкая  (2000 г.)

.

НА ЛЕНТУ НОВОСТЕЙ
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.