В словарь
ПРАЗДНИК Восток всегда был склонен к празднику в большей степени, чем Запад. Объясняется это, видимо, природными особенностями восточных стран, которые в своем большинстве расположены на плодородных землях, с охотой дающих человеку многочисленные и богатые урожаи в обмен на обычный набор сельскохозяйственных забот и постоянный контроль за системой водоснабжения полей. Западная цивилизация, взросшая на более скудных землях с суровым климатом, никогда не могла себе позволить предаваться торжествам треть года, как египтяне в эпоху Нового царства*.
Русское слово «праздник», тесно связанное с однокоренными словами «праздность», «праздное времяпрепровождение», достаточно по-современному отражает восприятие праздника как возможность отдохнуть от работы и предаться ничегонеделанию. Ближе к изначальному восприятию праздника, видимо, подходит английское «holiday». Во всяком случае, на Востоке в древности, а порой и в настоящее время, праздник воспринимался как священное время, период напряженной, хоть и не рутинной деятельности, от которой зависела судьба мира.
Согласно теории праздника, разработанной М. Элиаде, любой праздник всегда является переходом из мирского профанного времени к времени священному, которое по своей сути является временем изначальным, in illo tempore, когда происходило творение космоса. Таким образом, в празднике человек становится современником богов в той мере, в какой он восстанавливает в настоящем первичное Время, когда были совершены божественные деяния. На уровне «примитивных» цивилизаций все, что делает человек, имеет свою сверхчеловеческую модель: даже в обычное «непраздничное» Время его действия имитируют образцовые модели, ниспосланные богами или мифическими предками. Но подобная имитация может становиться все менее и менее точной, модель может искажаться или вовсе забываться. Поэтому необходимо периодическое восстановление божественных актов - религиозные праздники; они призваны вновь показать человеческим существам священные модели (Элиаде, 1994, с. 58-59).
Тема праздников на Востоке достаточно подробно изучена как социологами, так и историками религии (Cannuyer, 1995-1996, с. 25). Все их многообразие может быть разделено на несколько типов.
К первому и самому распространенному относятся так называемые праздники «навыворот»: мир выворачивается наизнанку, возвращаясь к первобытным временам до творения, когда хаос еще не был отделен от космоса. Праздник на время стирает все социальные различия и снимает все запреты, в первую очередь сексуальные. В мир врывается хаос, проявляющийся в массовой экзальтации, опьянении, фривольных песнях и криках, разнузданных танцах, обжорстве, сексуальной распущенности, драках. Это погружение мира в воды хаоса очищает и обновляет его. Праздник завершается повторением акта творения и очередным рождением мира, свободного от накопившейся усталости и пороков (Cannuyer, 1995-1996, с. 27-28). Этот пласт народной культуры, отразившийся в бессмертном шедевре Ф. Рабле был изучен советским исследователем М. М. Бахтиным (Бахтин, 1990).
Подобного рода праздники существовали в Египте. Описание одного из них содержится в «Истории» Геродота: «Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда и женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь игра ют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают к ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей» (Herod. II, 60).
Вторым типом праздников являются так называемые «праздники на месте». Их отличает экзальтация, но торжественная и размеренная. Сообщество отмечает событие, которое имеет первостепенное значение в системе его ценностей. Как правило, празднования такого типа протекают согласно четко разработанному ритуалу и включают торжественные процессии к почитаемому месту, его обход.
В силу того, что объектом подобного рода праздников является само общество, их основной целью является сплочение членов социума и прославление его ценностей.
Подобный тип праздников распространен в первую очередь в исламе. Мусульманские праздники, в отличие от иудейских и христианских не относятся к числу космических, ибо в малой степени связаны с основными циклами природы. Использование лунного календаря приводит к тому, что большинство мусульманских праздников не имеют точной даты и из года в год «кочуют» по сезонам (Cannuyer, 1995-1996, с. 30).
Важно отметить, что оба типа праздников редко встречается в «чистом» виде. Чаще праздник является смесью торжественных действ, которые чинно протекают вначале и разнузданных сатурналий, которые увенчивают событие (Op. cit., с. 33).
Третью категорию праздников составляют торжества частные, семейные, связанные с рождением, браком, смертью (Op. cit., с. 31-32).
По мнению известного египтолога и историка религий Я. Ассманна, праздник является одним из самых архаичных видов культурной памяти. Эту коммеморативную функцию, которая является иммунной системой социума, праздник исполняет, прежде всего, в дописьменных культурах. (Assmann, 1991a, с. 27).
Согласно мысли Ассманна, человек живет в двух измерениях: в сфере повседневного бытия, которое характеризуется непрерывностью (случайностью, неоформленностью), скудностью (недостатком, нуждой), рутинностью (автоматичностью, привычностью, банальностью). Выход из этого будничного существования происходит во время праздников, составляющих второе измерение, в котором живет человек. Исследователь характеризует праздник тремя качествами: структурированностью (упорядоченностью), полнотой (изобилием), прочувствованностью (волнительностью) (Op. cit., с. 14-15).
Автор проводит параллель между праздником и войной как одним из способов прорыва из повседневности (Op.cit., с. 13).
По мнению Ассманна, древнеегипетские праздники могут быть условно разделены на собственно «праздники», которые носили религиозный характер и справлялись при участии населения всего города, а в особых случаях также царя и его двора, и «празднества», которые носили более домашний, частный характер. Для обозначения первых употреблялось слово h3b, вторые же обозначались словом hnv nfr «прекрасный день». В то время как «праздники» были тесно связаны с календарем, «празднества» были событиями спонтанными, не приуроченными к какой-либо фиксированной дате (Assmann, 1991b, с. 105).
* «В египетском календаре было множество местных и общегосударственных праздников. Не во все из них отдыхали, но все-таки нерабочих дней насчитывалось до 160 в году. У каждого работника был личный праздник, что-то вроде дня рождения - тоже нерабочий день. Нерабочими были 5 дней Нового года, а также дни коронации фараона и дни его смерти и погребения. А если учесть, что работники нередко болели (отмечены укусы скорпионов, проказа, болезни рук, ног, ушей, глаз - всего 440 болезней) и что во все дни «месячных» у живущих с мастером родственниц ему тоже не полагалось ходить на работу, то количество рабочих дней еще сократиться. В документах приводятся и не очень уважительные причины прогулов: «не работал, а дрался с женой», «варил пиво» (Богословский, 1994, с. 47).