Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Масонские тайны

ЗАБЫТЫЙ ХРАМ… ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

      Сегодня масонство является темой довольно широкого и чаще всего эмоционального обсуждения. Таинственное и непонятное, оно стало неким фантомом общественного сознания, к которому прибегают для истолкования не только событий прошлого, но и некоторых явлений настоящего.
      Прямыми предшественниками масонов были средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых произошло само название братства (франкмасоны - “вольные каменщики”). Расцвет готики повёк за собой рост авторитета строителей великолепных соборов, особенно руководителей работ, архитекторов; их общественный статус был весьма высок. Средневековые строители объединялись в профессиональные товарищества (ложи), во главе которых стоял мастер. Члены ложи были связаны не только тайнами профессионального мастерства, но и скрытыми от непосвящённых взаимными обязательствами.


      Со второй половины XVII века масонские ложи утрачивают профессиональный характер, но сохраняют ритуал и символику вольных каменщиков. Своими целями масоны провозглашают познание Бога и природы, духовное самосовершенствование. Душа человека символически именуется “диким камнем”, который надо обрабатывать, придать ему совершенную форму. Для всех членов братства было обязательно признание существования единого Бога (Великого Архитектора Вселенной) и бессмертия души. До середины XIX века, как в Европе, так и в России в регулярных ложах состояли только христиане, так что зловещие легенды о сатанистах и “всемирном заговоре” могут иметь отношение лишь к тайным политизированным обществам нового времени, заимствовавшим у масонов принципы организации, но ставящим перед собой совсем другие цели.
      В России масонство достигло расцвета, когда пришло “дней Александровых прекрасное начало”, когда реформаторские упования молодого императора сулили русскому обществу изменения к лучшему. Сам Александр I вступил в масонскую ложу в начале XIX века. Не будет преувеличением сказать, что почти все лучшие люди, выдающиеся деятели той эпохи были масонами. Под этим углом зрения раскрываются по-новому некоторые эпизоды нашей российской истории.
 
“…ЯВИЛАСЬ МЫСЛЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ”

      25 декабря 1812 года, после изгнания французов за пределы России, император Александр I опубликовал манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве церковь во имя Спасителя Христа. В конкурсе приняли участие выдающиеся русские и европейские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, В. Стасов, А. Захаров, О. Бове, Д. Жилярди, А. Мельников. Но неожиданно одобрение получает проект молодого художника Александра Витберга. Как смог Витберг превзойти знаменитых профессиональных архитекторов? Чем замечателен этот человек и его проект?
       Александр Лаврентьевич Витберг родился в 1787 г. в Петербурге в семье выходца из Швеции. Окончил Академию художеств по классу исторической живописи с золотой медалью. Восемь масонских орденских знаков, хранящихся в Историческом музее города Вятки, свидетельствуют о его высоком положении в масонской иерархии. Благодаря знакомству с А. Лабзиным, вице-президентом Академии художеств и виднейшим масоном, попадает в круг общества “Беседа любителей русского слова”, членами которого были Г.Державин, Д.Писарев, И.Крылов, Н.Львов. Именно здесь зародилась идея создания храма - памятника Христу Спасителю. Автор этой идеи - член “Беседы”, генерал М. Кикин. 17 декабря 1812 года он отправил письмо со своей концепцией А.Шишкову, государственному секретарю при Александре I.
      Обратимся к запискам самого Витберга: “Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая… Я понимал, что этот храм должен быть величествен и колоссален, перевесить наконец славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский”.
В чем же новизна и необычность этой идеи, что значит “мысль всеобъемлющая”?
Война с Наполеоном могла бы считаться первой мировой: военные действия велись по всей Европе и северу Африки (в Египте). Но ее отличие от двух мировых войн XX века, парадоксальная, невозможная казалось бы черта - отсутствие ненависти воюющих сторон друг к другу. Операция по удалению наполеоновских амбиций, деспотической заразы была проведена максимально бескровно, аккуратно, нежно. У победителей не было никакой злобы ни к французам и Франции, ни даже к Наполеону лично.
      Русские не устроили погрома Парижа, не разрушили ни одного здания, не расстреляли ни одного француза - не ответили злом за разрушение Москвы, за большой урон, причиненный России. Французы улыбались, когда русские войска входили в Париж. Русские как говорили на французском языке до Наполеона (это помогло им воевать), так и продолжали говорить. Христос спас не только Россию, спасена была вся Европа, европейская культура.
      И это чудо произошло, потому что Россия была объединена со всей Европой масонским гностическим менталитетом. Это и было великим чудом. Победа над Наполеоном объединила Россию и европейские государства. Результатом войны стало объединение европейских государств, за которым последовали эпоха НТР и расцвет культуры, как универсального объединяющего начала, приходящего на смену погрязшему в межконфессиональной розни христианскому культу (в европейских государствах продолжалось жестокое противостояние католиков и протестантов, российское православие в свою очередь считало их еретиками).
Храм Христа Спасителя был задуман как большой духовный храм, вне культовой розни православия, католичества и протестантизма, духовный в самом высоком смысле слова. Не просто церковь и мемориал, а гимн человеку, апофеоз человека разумного.

“ВЫ ЗАСТАВИЛИ ГОВОРИТЬ КАМНИ”

      Витберг всецело посвящает себя новой работе.
      “Говоря, что я не знаю архитектуры, моя внутренняя мысль возражала мне: но кто же мешает тебе знать ее? Ибо чего не знал сегодня, то могу знать завтра и т.д. Когда Провидение дало способность, то от твердой воли зависит уже развитие оной. Само собою разумеется, что первые произведения были смешные уроды; но это не пугало меня. Советоваться мне было не с кем. Я знал, и не занимаясь архитектурой, ограниченность понятий большей части наших зодчих. Руководимый внутренним инстинктом, я не сомневался в успехе, зная свой талант в исторической живописи.
 Трудны были эти два года. Много было жертвы принесено проекту и моей идее. Занятия, которые могли меня обеспечить и в настоящем, и в будущем, вояж, который предстоял мне на счет Академии и который я ожидал 6 лет, наконец знакомства, связи - всем пренебрег я для одного неверного, как казалось многим, занятия. Идеал прояснялся, принимал форму более определенную. Мысль посвятить мою жизнь Богу - вот что занимало меня… Не здание хотелось мне воздвигнуть, а молитву Богу”.
      Витберг задумал создать свой храм троичным, как единую систему трёх храмов. Тройственность и неразделимость Бога Отца, Сына и Святого Духа - основной догмат христианства. Человек также имеет троичную структуру: дух, душа, тело. В жизни Спасителя, которому посвящался храм, тремя важнейшими моментами являются Воплощение (принятие на себя смертного тела), Преображение и Воскресение. Витберг, сопричастный вековой мудрости “вольных каменщиков”, строителей древних соборов, сумел гармонично воплотить в классических архитектурных формах эти невероятно мощные и сложные идеи, “мысль всеобъемлющую.”
      О замысле Витберга можно судить по замечательно яркому описанию Герцена: “Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться об убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых.
      На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма - храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний.
      Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом”.
      Когда Витберг устно объяснил свой замысел императору, тот, прослезившись, сказал: “Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни”.

РОССИЙСКИЕ БЕДЫ

      Так свершилось одно из самых радостных событий в жизни зодчего, но к нему примешалось предчувствие неприятностей. Император поручил Витбергу, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, возглавлять строительство храма. Художник отказывался, “из опасения интриг, всегда неразлучных с великими предприятиями”, но вынужден был согласиться.
       1 сентября 1817 года на Воробьевых горах, на месте будущего заложения храма, был установлен деревянный крест, а 13 сентября, в день обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Витберг уложил первые 4 камня в форме креста. Во время подготовительных работ Витберга преследовали неудачи, в которых он заподозрил злоупотребления и растрату; он оказался лицом к лицу со знаменитым российским казнокрадством. Николай I, сменивший на российском престоле Александра, приостановил строительные работы. Были созданы две комиссии, которые исследовали обстоятельства дела и возможность продолжения строительства. Собранные материалы не вызвали сомнений в порядочности А.Витберга, но обе комиссии распустили, а в 1835 году после долгого судебного разбирательства архитектор был сослан в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить.
      “Свинцовая рука царя не только задушила гениальное произведение в колыбели, не только уничтожила самое творчество художника, запутав его в следственные полицейские уловки, но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя”, - пишет А.Герцен, познакомившийся с ссыльным архитектором в Вятке.
       ”Николай I велел сделать новый план храма в старинном русском стиле, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. - В таком именно духе и был выработан новый проект архитектором К. Тоном. Изобретенный им стиль не утвердился в русской архитектуре, и отжил свое время лишь только не стало покровительствовавшего ему Николая I.
      Тоновские постройки якобы в русском стиле представляют собой смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью…” Такова оценка современников.
       Итак, храм, задуманный Александром I, и храм, воздвигнутый согласно требованиям Николая I, - это два разных произведения двух разных авторов в разных точках Москвы, идейно и образно во многом противоположные друг другу.  По сути, Николай предал религиозные движения души своего брата, придал храму совсем иной характер и смысл. Помпезный, отделанный с неслыханной роскошью, храм Христа Спасителя Николая I должен был стать имперским храмом.
       Двадцатый век принес России новые испытания. Храм Тона был варварски уничтожен, теперь Москву украшает созданная при участии внезапно уверовавших коммунистов его железобетонная реконструкция. Станет ли новое сооружение святыней, почитаемым храмом России, или будущие поколения будут воспринимать его совершенно иначе - покажет время.
      В потоке новых событий и испытаний несправедливо было бы забыть и не отдать дань памяти и уважения “вольному каменщику”, истинному христианину, архитектору от Бога и его не воплотившейся идее великого храма.

                                                                   В. Киселевич 2000 г.

 

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.