Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ

Розенкрейцерство как оппозиция католической инквизиции

      Вопрос о связях масонства с предшествующими ему во времени тайными организациями поднимался постоянно на протяжении всего его существования. Прямое указание на преимущественное право приёма тайным капитулом тамплиеров представителей гонимых ересей (альбигойцев, богомилов, катаров и пр.) вскоре после их окончательного разгрома на юге Франции в 1229 году, и тот факт, что этот статус был переписан именно в Англии, а не в континенте, делает версию о происхождении масонства от приемников тамплиеров в высшей степени вероятной. Споры идут о том, каким образом передавалась эта традиция и существовало ли братство каменщиков в качестве самостоятельной орденской организации в Англии и Шотландии XIV века, поскольку официальное зарождение масонства в его нынешнем виде обычно относят к концу XVII века. Одной из главных целей этого духовного движения являлось приобретение систематизированных знаний в ещё неисследованных областях науки.       Следует отметить, что большая часть такого рода научных сведений хранилась в Шотландии ещё со времён тамплиеров и цистерцианцев.После завершения преследования тамплиеров и их сторонников основные усилия «Святой палаты» католической инквизиции были сосредоточены, главным образом, на Франции и Италии. В 1252 году папским декретом были узаконены пытки и тайные судилища.Организованная охота на ведьм была направлена, главным образом, против беззащитных сельских жителей. Принадлежавшие же к привилегированным слоям общества, обладая настоящими эзотерическими познаниями и владея искусством Гермеса Трисмегиста, была вынуждены заниматься их изучением и распространением в тайных убежищах масонских лож и нелегальных обществах.

      Наконец, в XV веке Ренессанс озарил Европу светом, разума, положив начало золотому веку алхимии. Прокатившаяся по Европе волна Возрождения и обновления привнесла новшества во все искусства и новшества.Эпоха высокого Возрождения (первая четверть XV столетия), по сути дела, создала благодатную почву для появления оппозиции католической церкви, бросившей вызов погрязшим в политических интригах прелатах. Это был век обращения к культурному наследию античности, его мировоззрению и идеалам, приведшему на небывалую доселе высоту науки, архитектуры и искусства. Настало время осознания личностного и общечеловеческого достоинства, эпохи, когда Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело довели до совершенства гармонию классицизма. В первой половине XVI века в противовес инквизиции возникло движение протестантов, возглавленное профессором-богословом, монахом-августинцем Мартином Лютером. Попытка Лютера опротестовать один из видов деятельности католической церкви вылилась в конечном счете в широкое общественное движение – Реформацию, приведшую к созданию альтернативного христианского сообщества, неподвластному Ватикану. В Англии официальный отказ от повиновения папе привел к учреждению независимой англиканской церкви, верховной правительницей которой стала отлучённая в 1570 году Римом от церкви королева Елизавета I. Шотландия из-под контроля Рима вышла в 1560 году; государственной религией Шотландии было провозглашено пресвитерианство, в котором главенствующее место было отведено церковным старостам, а не епископам. В 1562 году на борьбу против собственной католической монархии поднялись гугеноты Франции. Гугеноты являлись последователями швейцарского религиозного реформатора Кальвина, и само их название происходило от произносимого на французский манер немецкого слова «eidgenosse» – «объединенные в союз». Протест Мартина Лютера отнюдь не случайно нашел поддержку в весьма влиятельных кругах, ибо у Рима во дворцах было немало недоброжелателей. Среди них были рыцари Храма и тайные общества Гермеса Трисмегиста, чьё эзотерическое искусство осуждалось католической инквизицией.

Розенкрейцеры

      Середина XVII столетия стала поворотным пунктом в эволюции общественной и интеллектуальной жизни Западной Европы. Новое мировоззрение формировалось с развитием новых научных знаний и экспериментальных наук. Большинство выдающихся представителей XVII века, некоторые из которых теперь называются основоположниками современной науки, также увлекались герметическими искусствами. Серьезно занимались изучением алхимии Фрэнсис Бэкон, Роберт Бойль и Исаак Ньютон, который прожил значительную часть жизни в XVIII веке. Со времён первых франкских королей папству удавалось вытеснять с политической сцены любую, даже самую могущественную организацию, угрожающую существованию Священной Римской Империи.

      Однако оно столкнулось с непредвиденным оппонентом – параллельно существующей независимой христианской церковью. Более того, данное оппозиционное течение возглавлялось теми самыми жертвами гонений и провозглашало те самые еретические идеи, с которыми, как мнилось Ватикану, церковь давно уже покончила. В просвещенный век разума протестанты вошли под объединяющим знаменем Креста и Розы – эмблемы, выгравированной на личной печати Мартина Лютера.Розенкрейцеры – как они себя именовали - проповедуя свободу, равенство и братство, являлись непреклонными борцами с деспотизмом и любого рода угнетением. После Реформации тайные общества розенкрейцеров стали идейными вдохновителями нового мышления и духовного осознания окружающего мира. Стало ясно, что они – подобно альбигойцам и тамплиерам – сохранили и имели доступ к сокровенным знаниям древности, более существенным, нежели всё, что пропагандировалось Римом. Со временем им было суждено сыграть решающую роль в Войне за независимость США и Великой Французской Революции.

      Алхимическая традиция стала выражением философии, которая составила основу политической доктрины розенкрейцеров. Их задачей стало возрождение человека, падшего в результате первородного греха, а также воссоединение различных элементов бытия, рассеянных в природе и вселенской материи, именуемой космосом. Они избрали своей эмблемой розу, расцветшую на кресте – символ искупления и возрождения. Розенкрейцеры были христианскими мистиками, которые занимались герметическими искусствами и строили свою доктрину на основе Ветхого завета, принципов алхимии и магии. Розенкрейцеры верили в возможность вселенского возрождения в принципах физической алхимии, которые переносили на духовную и социальную алхимию.

      Розенкрейцеров часто путают с масонами, потому что масоны назвали одну из своих высших ступеней посвящения розенкрейцеровской. Тем не менее, масоны далеки от розенкрейцеров Средневековья. Розенкрейцеры были, прежде всего, экспериментаторами и стремились объединить знания алхимиков и астрологов, астрономов и врачей, математиков и механиков, а также магов и каббалистов, гадателей и духовидцев. Они изучали свойства минералов, растений и веществ и считали, что главную роль в химических превращениях играют духи стихий, которых алхимики подчинили своей воле. Но для них познание тайны приготовления философского камня и овладение веществами и стихиями являлось лишь средством для совершенствования природы человека и божественного познания. Это сочетание – покорение сил видимого и невидимого миров в сочетании с духовным ростом, т.е. постижением божественных сфер, - было возможно только в XVI-XVII веках, когда отдельные гении могли овладеть знаниями, накопленными к тому времени. Но уже в XVIII веке развитие наук, потребовало от ученых углубленных специальных знаний. Последующие розенкрейцеры были только теоретиками и в основном пытались истолковывать знаки и символы, оставленные предшественниками.Так, кстати, обстояли дела с московскими розекрейцерами новиковского кружка. В типографиях Новикова и Лопухина издавались алхимические сочинения, например, «Новое алхимическое светило», «Колыбель камня мудрых», «Хризомандер» и другие трактаты таких алхимиков европейского средневековья, как Альберт Великий, Раймонд Луллий. Однако русские розенкрейцеры не занимались алхимическими работами и с прохладцей относились к таким занятиям. Немецкий розенкрейцер жаловался в докладе Вельнеру – главе ордена в германии, на то, что русские «братья» не интересуются алхимией. В большинстве сохранившихся масонских рукописей, принадлежащих русским авторам, отсутствуют записи по алхимии. Сам И.В.Лопухин, в типографии которого были напечатаны почти все алхимические трактаты, изданные на русском языке в его время, называл всех алхимиков служителями «церкви Антихристовой». По его словам, к антихристовой церкви принадлежат люди, «прилепленные к златоделанию и к исканию средств искусством продлить греховную жизнь, к упражнениям в буквах теософии, каббалы, алхимии, тайной медицины и в магнетизме оном, который может учиниться наилучшим рассадником и приготовлением для действий темных сил». Русские розенкрейцеры интересовались не столько алхимией, сколько вопросами нравственности и мистицизмом.

      В 1614-1615 годах в Германии увидели свет два трактата, получивших названия «манифестов розенкрейцеров», под заголовком «Слава братства» («Fama Fraternitatis») и «Исповедь братства», распространявшиеся как анонимные рукописные брошюры. Титульный лист «Славы» возвещал, что «этот труд адресован тем, кто обладает глубокими знаниями, и правителям Европы» и его цель заключается в «реформации всего мира». «Слава» призывала всех приверженцев мудрости пересмотреть искусства и науки, ища доказательства, как истины, так и самообмана. Она побуждала их готовить себя к членству в Братстве на тот случай, если их когда-нибудь призовут. Читателей извещали, что им самим не нужно никому докучать, пытаясь войти в контакт с Братством, и что это – в любом случае – невозможно. Полнейшая анонимность была неотъемлемой чертой «Общества Розы и Креста». Подходящие кандидаты могли черпать утешение в уверенности, что будут опознаны по своим трудам и тайно приняты в братство, когда придет время.

     Напомню, что в трактате «Славе Братству» рассказывалась история ученого и благочестивого мужа Христиана Розенкрейца – основателя «Братства Розы и Креста». Родившись в Германии в 1378 году, из монастыря он ушел в Египет и Аравию. где изучил алхимию, физику, математику, метафизику по трактатам Гермеса Трижды Величайшего, магию и каббалу. Возвратившись в Европу, в частности в Испанию и поделившись своими знаниями о медицине и природе, он понял, что мудрость Востока оказалась не очень понятна мудрецам Европы и мир не готов к преображению. Поэтому он решил сохранить свои знания в книгах до более благоприятных времен. С тремя монахами он основал «Братство Розы и Креста», для того, чтобы продолжать свои исследования, предпочитая общение с Богом общению с людьми и служить им примером. Названием, символом, паролем и печатью ордена являлись буквы «RC», которые означали слова «Роза и Крест». (Вспомните, как баловался Пушкин, обращаясь в своих записках к Смирновой-Россет инициалами «СR»). На найденной могиле Христиана Розенкрейца была надпись «Я восстану через 120 лет», т.е. в начале XVII века.

      Такова история ордена, изложенная в «Славе братству». В 1604 году, когда была открыта могила Розенкрейца, чешский астроном Иоганн Кеплер обнаружил новые звезды в созвездии Змеи и Лебедя. В опубликованном в 1615 году манифесте «Признания Братства Розы и Креста» говорилось о том, что эти звезды предвещали наступление времени «пробуждения мира от тяжкого сна, который встретит с открытым сердцем, непокрытой головой и босыми ногами восходящее Солнце». Явно выраженный протестантский характер манифестов лишь подливал масло в огонь, вызвав неприязнь у католичества. Например, в одном месте «Признания» предлагалось положить конец «дурацким воплям» папы, который был раскритикован в пух и прах. Несмотря на анонимность всех трех манифестов, их связь была очевидна. Они были насыщены знаниями по алхимии, включая ссылки на Гермеса Трисмегиста, и напоминали о необходимости сохранить сокровенное знание в глубокой тайне от обывателей. Большинство историков, изучавших этот период, относятся к подробностям жизни Христиана Розенкрейца и к основанию им братства как к аллегории.

      Философские корни движения, получившего название «розенкрейцерство», можно обнаружить в учениях великих алхимиков XVI века – Парацельса и Джона Ди. Скорее всего, источник розенкрейцерства следует искать среди профессоров и преподавателей Тюбингенского университета в Баварии начала XVI века. Круг этих людей возглавлял профессор права Кристоф Безольд. Возможно, таким образом они выражали протест и предлагали решение ожесточенных религиозных и интеллектуальных конфликтов своего времени. Одним из них был Валентин Андреа – знаток философии и математики, оптики и астрономии, трактатов древнеегипетских, древнееврейских, арабских и христианских алхимиков, герметиков, каббалистов и мистиков. (Кстати, фамильный герб Андреа украшают андреевский крест и четыре белые и алые розы между его лучами). Впоследствии Андреа стал лютеранским священником (но и согласно некоторым исследователям - старшим управителем Приората Богоматери Сионской) и публично выразил сожаление по поводу своего участия в том, что назвал «безумством молодости». Приписываемый его перу трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459» получил широчайший отклик как теологов, так и философов. Вообще, книга читается как легенда или волшебная сказка о королях и королевах, чудесном острове, на котором стоит замок с семью башнями (вспомним стиль керроловской «Алиса в стране чудес»). Если заглянуть внутрь кажущейся простоты, сказка становится повествованием о духовных странствиях, сокровенных знаниях и о таинстве воскресения из мертвых, о том, как философский камень рождается в священном браке женского и мужского начал – главного сюжета алхимических трактатов.

      Каким бы ни был источник происхождения манифестов «Братства Розы и Креста», без сомнения, розенкрейцерство распространилось по всей Северной Европе. Многие пытались установить контакт с «братьями Розы и Креста», но письменные свидетельства того, что кто-нибудь в этом преуспел, отсутствуют. Разумеется, это не служит доказательством того, что их не было. Ведь секретность была кредом розенкрейцеров. Доказательством того, что они были, является другое. В печатных изданиях провозглашалось начало новой эры просвещения и свободы алхимического творчества – эпохи открытия тайн мироздания и превращения их в достояние всего человечества. Принимая во внимание тот факт, что спустя несколько десятилетий миру явилось Королевское научное общество, пророчество следует признать довольно точным.

      Одним из первых искателей внимания розенкрейцеров стал французский ученый и философ Рене Декарт, который писал, что пытался найти розенкрейцеров, но безуспешно.Некоторые герметисты более позднего времени подметили сходство «Славы» с трактатом Фрэнсиса Бэкона «О преуспеянии наук», который относится к 1605 году, и приписывали манифест этому выдающемуся британскому философу и политическому деятелю точно так же, как некоторые филологи доказывают его авторство по отношению к различным шекспировским пьесам.

«Невидимая коллегия»

      У современных историков укоренилась вредная привычка, превознося до небес достоинства этих великих ученых, совершенно не обращать внимания на источник их мудрости. Не жалея красок, их изображают гениальными художниками, учеными, политиками словом, кем угодно, забывая упомянуть, что со времен Леонардо да Винчи до эпохи Ньютона, и с эпохи Ньютона до времен Франклина областью их общих интересов являлись алхимия Гермеса Трисмегиста и священные искусства древности. Их разнообразные открытия не обязательно представляли собой впервые явившиеся человечеству научные откровения; они, по сути дела, были результатом изучения космических законов и уравнений, существовавших с глубокой древности. Будучи сплоченной и организованной группой, эти люди всегда могли помочь друг другу в переводах, экспериментах и научных разработках. История о Ньютоне и падающем яблоке с известной долей юмора увековечила отправную идею открытия закона всемирного тяготения. Однако, как заметил сам сэр Исаак, подлинным источником его вдохновения стала концепция “музыки сфер”, разработанная Пифагором еще в VI веке до Р.Х.

      Хотя пробуждение розенкрейцеров и связано с Реформацией, само Братство креста и розы имело весьма древнюю историю, восходя своими истоками к мистическому учению фараона Тутмоса III (1468-1436 годы до Р.Х.). Нашедшее своё отражение в таких трудах, как «Мудрость Ламеха» и «Таблицы Гермеса Трисмегиста», это древнее научное направление получило дальнейшее развитие в работах Пифагора и Платона. В более поздние времена, благодаря усилиям подвижнического Братства целителей в Кумране, оно ещё в дохристианскую эпоху распространялось в Иудее. Идейными последователями целителей стали самаритянские волхвы, которых возглавлял лидер гностицизма Симон Зилот (Маг). Философская школа самаритянских волхвов, получивших известность в связи с событиями рождества Христова, была основана в 44 году до Р.Х. Менаимом – представителем диаспоры ессеев. Менаим происходил из того же священнического семейства Хасмонеев, от которого вёл свой род Иуда Маккавей, столь высоко почитаемый в легендах Артурова цикла и сказаниях о Граале. Эмблемой кумранских целителей была змея – та самая, что вместе со знаком креста и розы на обложке «Росслинского манускрипта» Рене Анжуйского аллегорически символизировала св. Иоанна. «Змея мудрости» гностиков стала составной частью кадуцея – знака различия медицинской службы армии Великобритании. Появление первых масонских лож в Британии непосредственно связано с королевским домом Стюартов. Это совпало с началом периода Реставрации в середине XVII века. После годов диктаторского правления Оливера Кромвеля Карл II реформировал англиканскую церковь и декларировал равные права для всех религиозных конфессий. Идея ритуальной символики масонства получила своё развитие ещё во времена правления его отца Карла I. Самые ранние упоминания о вступлениях во франкмасонские ложи относятся к 1640 году.

      Одной из главных целей этого духовного движения являлось приобретение систематизированных знаний в ещё неисследованных областях науки. Следует отметить, что большая часть такого рода научных сведений хранилась в Шотландии ещё со времён тамплиеров и цистерцианцев.Бретонские предки Стюартов были связаны родственными узами с благородными семействами Булони и Иерусалима, а их нравственный облик сформировался под вдохновляющим влиянием идей тамплиеров. Поэтому не стоит удивляться, что именно во времена Карла I и Карла II, доставлявших столько хлопот узколобым пуританам и англиканской церкви, из недр Королевского научного общества появилась на свет “Невидимая коллегия”. Эта плеяда замечательных ученых за короткий период патронажа Стюартов свершила целый ряд величайших в истории мировой науки открытий. Франкмасоны времен первых английских Стюартов были в массе своей высокообразованными людьми, посвятившими свою жизнь изучению философии, астрономии, физики, химии и архитектуры. Многие из них являлись членами известных в стране академий и Королевского научного общества, вынужденного в годы протектората Кромвеля перейти на нелегальное положение и именовавшегося по данной причине “Невидимой коллегией”. Общество было основано в 1645 году, во времена Карла I, а после Реставрации, в 1662 году, королевским указом Карла II получило официальный статус. Среди ее первых членов были Роберт Бойль, Исаак Ньютон, Роберт Гук, Кристофер Рен и Самуэль Пепис.Для того, чтобы понять, насколько уникальными знаниями обладали члены Королевского общества, следует лишь взглянуть на перечень их научных достижений. Знаменитый естествоиспытатель Роберт Бойль (1627-1691) был не только выдающимся физиком и химиком, но также изучал труды Мишеля Нострадамуса и являлся признанным авторитетом в области учения о Граале. Бойль разделял воззрения итальянского математика и астронома Галилео Галилея относительно гелиоцентрического строения Солнечной системы. Он сделал множество открытий, касающихся свойств газов, и сформировал независимо от французского ученого Мариотта свой знаменитый закон. Его коллега, математик и механик Роберт Гук, прославился изобретением волосковой пружины, воздушного насоса, спиртового уровня и морского барометра. К этой плеяде принадлежал также математик, астроном и геофизик Эдмунд Галлей, посвятивший свою жизнь расчетам траекторий движения небесных тел и точно предсказавший регулярные появления в будущем кометы, названной его именем.  

        Величайший ученый всех времен Исаак Ньютон снискал особую известность открытием закона всемирного тяготения и исследованиями в области небесной механики. Был он также и талантливым химиком, получившим первым в мире в чистом виде кальций. Ему принадлежит честь открытия законов динамики и изобретения зеркального телескопа. Но точные науки не являлись единственным увлечением сэра Исаака. В одном из своих наиболее выдающихся трудов, касавшегося государственного устройства древних царств, Ньютон заявлял о верховенстве иудейского культурного наследия, как хранилища божественных знаний и тайн магических чисел. Ньютон был хорошо знаком с вселенским законом, священной геометрией и готической архитектурой. Будучи глубоко верующим человеком и авторитетом в области древних религий, он, тем не менее, открыто отрицал догмат о Троице и божественной сущности Иисуса. Великий ученый утверждал, что текст Нового завета перед публикацией подвергся значительному искажению. Исаак Ньютон был не только президентом Королевского научного общества, но и Великим кормчим Приората Богоматери Сионской. Еще одним выдающимся членом Королевского научного общества являлся Кристофер Рен (1632-1723) - знаменитый геометр и архитектор. По его проектам были возведены собор св. Павла, здание министерства финансов, Королевская Гринвичская обсерватория, а также множество храмов, дворцов и монументов. Кроме того, был он признанным астрономом и Великим магистром тайного общества розенкрейцеров.

      До него этот почетный пост занимали такие светила, как Роберт Бойль и философ-гуманист, писатель лорд-канцлер Френсис Бэкон (начало XVII века). Среди товарищей Бэкона по братству розенкрейцеров следует отметить профессора медицины и богословия Оксфордского университета Роберта Фладда – одного из авторов перевода Библии на английский язык.

      В списке Великих магистров братства розенкрейцеров можно найти имя великого итальянского поэта и философа, автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. Среди наиболее ревностных почитателей таланта мэтра поэзии Раннего Возрождения числился и Христофор Колумб. Великий мореплаватель, пользовавшийся покровительством королевского двора Испании, заручился финансовой поддержкой самого Леонардо да Винчи, члена Ордена полумесяца, возвращенного к жизни Рене Анжуйским. Другим выдающимся магистром братства стал астролог и математик Джон Ди, личный советник королевы Елизаветы I. Цели и устремления Братства креста и розы были откровенны: способствовать изучению и применению в практических целях эзотерических знаний, науки о магических числах и вселенского закона. Розенкрейцеры, всемерно поддерживая и распространяя гуманные идеи египетских целителей. Способствовали развитию международной системы оказания медицинской помощи беднякам. И не случаен тот факт, что самая авторитетная в мире организация в области оказания срочной врачебной и гуманитарной помощи (учреждённая на Женевской конференции 1864 года) ассоциируется у всех с хорошо знакомым красным крестом.

                                                                     Сушкова И.    2001 г.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.