Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Существо человека

  Воспитание ребенка с эзотерической    точки    зрения

Современная жизнь переоценивает многое из того, что человек получил от своих предков. Сейчас многие желали бы переустроить жизнь, не зная в то же время самих ее основ. Вся её совокупность содержит в себе не только видимое глазу, но и таит в своих сокровенных глубинах зачатки будущего состояния. То же относится и к человеку, но чтобы предвидеть его будущее, нужно проникнуть в сокровенные свойства человеческого организма и видеть глубже, чем то, что лежит на поверхности внешних наблюдений. Для начала, выделим три области человеческого познания:

  • 1. Предметы, которые он осязает, обоняет, пробует на вкус, слышит и видит;

  • 2. Впечатления, которые на него производят эти предметы и которые сказываются, как его удовольствие или неудовольствие, желание или отвращение, польза или вред и т.д.;

  • 3. Познания, которые он как “богоподобное существо” получает о предметах: это - тайны действия и бытия предметов, раскрывающиеся ему.

  В человеческой жизни эти три области четко разделяются. И поэтому человек замечает, что он трояко связан с миром. Первое есть нечто что он застает, что он принимает как данность. Благодаря второму он делает мир чем-то, что касается его самого, что имеет значение только для него. Третье - это то, что он рассматривает как цель, к которой он должен неустанно стремиться.

Из этого следует, что у человека в его существе есть три стороны: только это, а не что либо иное, должно быть пока обозначено здесь как тело, душа и дух.  Под телом здесь подразумевается то, посредством чего для человека открываются предметы окружающего его мира. Слово душа указывает на то, посредством чего человек связывает вещи со своим собственным бытием, , благодаря чему ощущает он от них удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под духом подразумевается то, что открывается в человеке, когда, по выражению Гете, он как Богоподобное существо взирает на вещи.

Итак, посредством своего тела человек на время  может привести себя в связь с вещами. Благодаря своей душе он сохраняет в себе впечатления, производимые на него вещами; и через его дух открывается ему то, что сами вещи хранят в себе.

Только рассматривая человека с этих трёх сторон, возможно надеяться постичь его существо. Телесное бытие человека открыто взглядам всех; душевное же бытие он несет в себе, как свой собственный мир. Через дух человеку открывается мир более высоким образом.

Теперь рассмотрим человеческую структуру более конкретно. Итак, то внешнее, что в человеке познается органами чувств и что материалистическое миросозерцание считает его единственной сущностью, составляет для духовного исследования только часть, один член человеческой природы; это начало, именуемое физическим телом, подлежит законам физической жизни и состоит из тех же веществ и сил, из которых образуется весь остальной, так называемый неорганический мир.

Кроме физического тела антропософия признает в человеке вторую сущность: жизненное, или эфирное тело. Слово “эфир” в данном случае обозначает нечто совершенно иное, чем гипотетический эфир в физике. Во времена материализма считали, что живое существо строит себя точно так же, как и неорганическое, что силы в живом организме ив камне одни и те же, только в организме они создают более сложное построение. Но в настоящее время только самые закоренелые материалисты отрицают “жизненную силу”.

Современная наука принимает за основу всякого знания чувственный опыт, и все то, что нельзя вывести из восприятий физических чувств, она считает непознаваемым. Антропософия исходит как раз из противоположного положения: она указывает, что человек как воспринимающий аппарат способен к эволюции и что, развивая в себе новые духовные органы, он в то же время открывает для себя новые миры. Как для слепого после операции открывается целый мир, так же для человека с развитием высших органов могут открыться новые состояния помимо тех, которые постигаются физическими чувствами. Но насколько операция для слепого возможна - это зависит от устройства его органов зрения, тогда как высшие органы, посредством которых человек может проникать в высшую  реальность , находятся в зачатке у каждого. Антропософия не признаёт незыблемыми те границы познавания, которые ставятся человеческой организацией; она указывает на способы расширить эти границы. Так же она относится и к исследованию эфирного тела и всех высших органов человеческой природы, о которых речь будет впереди. Для тех, у кого развиты высшие органы восприятия, эфирное тело является объектом наблюдения, а не рассуждения или умозаключения.

Эфирное или “жизненное тело” имеется как у человека, так и у растений, и у животных. Оно заставляет вещества и силы физического тела складываться в явления роста, размножения, движения соков и т.д. Оно есть, следовательно, строитель и создатель физического тела - его архитектор и в то же время его жилец. Физическое тело можно поэтому назвать отпечатком, или выражением эфирного тела. Относительно величины и формы оба тела только приблизительно совпадают, но они не идентичны.

Третий член человеческой сущности есть так называемое астральное тело, или тело ощущений. Оно - носитель горя и радостей, стремлений, желаний и т.д. Существа, состоящие только из физического и эфирного тел, лишены способности ощущения, так например, растение не ощущает. Тело ощущения или астральное тело человек имеет сообща только с животным миром. Его можно назвать носителем мира всех ощущений.

Не надо впадать в ошибку, представляя себе эфирное и астральное тела организованными лишь из более тонких веществ, чем физическое тело; это значило бы материализовывать высшие члены человеческой природы. Эфирное тело есть образование силы; оно состоит из действующих сил, а не из материи; астральное же тело есть образование, состоящее из подвижных красочных блестящих образов. Астральное тело величиной и формой не похоже на физическое. У человека оно имеет вид продолговатого яйца, в которое заключены физическое и эфирное тела. Оно выдается из обоих в виде светового сияния.

Затем есть у человека и четвертый член его сущности, которого нет ни у одного земного существа. Это - носитель человеческого “я”. Слово “я” есть имя, отличающееся ото  всех остальных имен. Никогда моё имя “я” не может прозвучать вне меня. Существо, способное сказать себе “я”, представляет целый мир для себя самого. Религии, построенные на духовном знании, всегда это  чувствовали и признавали, что вместе с “я” начинается проявление Бога внутри человека, тогда как для низших существ Он проявлялся только извне, в явлениях окружающей среды. Носителя этой способности мы называем “я-тело” - это четвёртый член человеческой сущности. Это “я-тело” и есть носитель бессмертной человеческой души. Она-то и делает человека венцом творения. Но “я” современного человека представляет собой не простую сущность.

Природа этой сущности лучше всего узнаётся при сравнении людей различных ступеней развития. Возьмём, например, дикаря и среднего развития европейца, а этого последнего сравним с возвышенным идеалистом. Все они способны называть себя “я”, “я-тело” имеется у всех троих. Но “я” дикаря подчиняется желаниям, вызываемым внешним миром почти так же, как и у животного. Более развитый человек уже разбирается в своих наклонностях и одни допускает в себе, а другие сдерживает или даже совсем подавляет. Идеалисты же в добавление к первичным наклонностям развили в себе ещё и высшие. Произошло это потому, что “я” человека сознательно работало над его другими телами. В этом и заключается задача “я” - лично работать над другими частями человеческой сущности, облагораживать и очищать их.

Таким образом, у человека, который уже вышел из состояния, сложившегося под воздействием внешнего мира, влияние его “я” до некоторой степени уже изменило его низшие тела. В той стадии, когда человек только ещё начинает возвышаться над животным, когда его “я” проявляется лишь проблесками, низшие его тела ещё сходны с животными. Когда человек с этой ступени развития - путём последовательных воплощений - поднимается на высшие ступени, его “я” начинает переработку его низших тел.

Таким образом, астральное тело становится проводником более чистых удовольствий и неудовольствий, более утончённых желаний и стремлений. В то же время преображается и эфирное тело. Оно становится хранителем привычек, устойчивых наклонностей, темперамента и памяти. Человек, “я” которого не работало над его эфирным телом, не сохраняет воспоминаний о пережитом. Он живёт одними велениями природы.

Вся культурная эволюция сводится для человека к этой работе его “я” над его низшими телами, включая сюда и физическое тело. Под воздействием “я” изменяется физиономия человека, меняются его жесты и движения и весь его облик.

Мы можем также проследить, как различные культурные и воспитательные средства способны действовать на отдельные тела или проводники человеческой сущности. Например, обыкновенные культурные воздействия влияют на астральное тело; они вызывают в нём новые виды радостей, желаний, стремлений и т.п. Углубление в мир искусства действует на эфирное тело. Заимствуя из художественных произведений предвидение чего-то более высокого, более благородного, чем  окружающий его внешний мир, человек тем самым преобразует своё эфирное тело. Могучим средством для очищения и облагораживания эфирного тела является религия. Вот почему религиозные импульсы имеют такое великое значение для развития человечества.

То, что называется совестью, - не что иное, как результат работы “я” над эфирным телом на протяжении целого ряда перевоплощений. Когда человек сознаёт, что не должен делать того или другого и когда это сознание настолько сильно и глубоко, что отпечатлевается и в эфирном его теле, тогда возникает совесть.

Эта работа сознательного “я” над низшей природой может быть или общей для всего человечества, или же совершенно индивидуальной работой единичного “я” над самим собой.

Если “я” сделается настолько сильным, что в состоянии собственными силами переработать астральное тело, тогда то, что получается в результате этой работы получает название разума - manas (самодух). Это преобразование основывается главным образом на просветлении, на обогащении внутреннего человека высшими идеями и воззрениями. Но наше “я” способно к ещё более высокой работе над нашей сущностью. Это бывает тогда, когда не только обогащается астральное тело, но преобразуется и эфирное тело. Человек способен чрезвычайно обогатить своё сознание, но в гораздо меньшей степени способен он влиять на изменение своего темперамента и характера, на улучшение памяти в течение земной жизни. Обучение касается астрального тела, но темперамент, характер и память относятся к эфирному телу.

Когда человек подходит к высшему, так называемому тайному обучению, чрезвычайно важно, чтобы это преобразование эфирного тела исходило из самостоятельно вызванной к жизни силы его собственного “я”. Он должен совершенно сознательно и самостоятельно работать над изменением своих привычек. По мере того, как он работает над эфирным телом, он преобразует его в духовность, по восточному выражению, в buddhi (жизнедух).

На ещё более высокой ступени человек достигает того, что может действовать преобразующим образом и на своё физическое тело (например, изменять кровообращение, пульс). Эта деятельность человека относится к самой высокой его сути, называемой на Востоке atma (духочеловек).  

Изменения низших членов нашего существа, которые мы производим больше в смысле общечеловеческом носят в духовной науке следующие названия. Измененное работой “я” астральное тело или тело ощущений, называется душой ощущений, измененное эфирное тело - душой рассудка, а измененное физическое тело - душой самосознания. Но не надо думать, будто преобразования названных членов следуют одно за другим. Они совершаются во всех трех телах одновременно - с момента проблеска “я”. Конечно, работа “я” не  может стать для человека явной прежде, чем сложится часть души самосознания.

Из вышесказанного следует, что у человека можно различать семь частей его сущности:

  • 1. Физическое тело.

  • 2. Эфирное или жизненное тело.

  • 3. Астральное тело.

  • 4. “Я”, как зерно души.

  • 5. Самодух, как преображенное астральное тело.

  • 6. Жизнедух, как преображенное эфирное тело.

  • 7. Духочеловек, как преображенное физическое тело.

      Но когда идет речь о носителях, или проводниках человеческих свойств, всегда имеются в виду четыре низших члена человеческой организации.

     Воспитателю приходится постоянно работать над этими четырьмя частями человеческой сущности. Но для того, чтобы работать успешно, необходимо исследовать природу этих четырех частей. Необходимо знать, что развитие их совершается в различных возрастах, к тому же, различным образом.

       До физического рождения человеческий зародыш окружён посторонним физическим телом. Он не приходит в непосредственное соприкосновение с внешним миром. Физическое тело матери окружает его со всех сторон и влияет на него. Физическое рождение в том и состоит, что человек освобождается от физической оболочки матери и приходит в непосредственное соприкосновение с  внешним миром; его чувства раскрываются для этого мира, и последний начинает влиять на человека так, как раньше влияли на него оболочки матери.

      С точки зрения духовной науки, рождается в момент отделения от матери только физическое тело. Подобно тому, как до минуты своего рождения человек  был окружен физической оболочкой матери, до периода смены зубов, следовательно, приблизительно до семилетнего возраста, он равным образом окружен эфирной и астральной оболочками. К  периоду смены зубов эфирное тело постепенно освобождается от эфирной оболочки; тогда остается одна лишь астральная оболочка, которая и окружает собой астральное тело до наступления половой зрелости. К наступлению половой зрелости таким же образом освобождается и астральное тело, как физическое при рождении и эфирное при смене зубов.

     Таким образом, мы должны говорить о трех рождениях человека. До смены зубов впечатления, которые по своим свойствам должны бы действовать на эфирное тело, так же мало достигают до него, как воздух и свет  физического мира влияли на физическое тело, пока оно находилось в лоне матери. До 6-7-ми летнего возраста ребенка его эфирное тело не может работать свободно. Оно вырабатывает в это время свои собственные силы в соединении с чужими, унаследованными. После полного освобождения эфирного тела, тело физическое существует уже самостоятельно. Освобождающееся эфирное тело вырабатывает то, в чем нуждается физическое; конечным результатом этой работы являются собственные зубы, заменяющие полученные по наследству. Будучи наиболее твердыми включениями физического тела, они появляются позже всего.

    С этого момента эфирное тело самостоятельно обеспечивает процессы роста человека, но оно все еще находится под влиянием облекающего его астрального тела. В момент же, когда астральное тело освобождается, для эфирного оканчивается определенный период развития. Этот законченный период выражается в наступлении половой зрелости. Органы размножения получают самостоятельность, потому что освободившееся от астральной оболочки астральное тело уже не обращает своих воздействий внутрь, но вступает в непосредственное соприкосновение с внешним миром.

    Подобно тому,  как еще не рожденное дитя нельзя подвергать влиянию внешнего мира, так же нельзя до семилетнего возраста допускать воздействий на эфирное тело таких сил, которые так же действуют на него, как физические впечатления могли бы действовать на тело еще не рожденного младенца. И на астральное тело соответствующие воздействия следовало бы допускать только с момента половой зрелости. Не общие фразы вроде “гармоническое развитие всех сил и способностей” и тому подобные могут служить основой истинного воспитания, а только лишь действительное знакомство с человеческой природой. В искусстве воспитания требуется знание всех частей человеческой сущности и того, каким образом каждая из них развивается в отдельности. Необходимо знать, на какую часть человеческой сущности надо действовать в том или другом возрасте и как сделать это воздействие  целесообразным.

     Итак, с момента физического рождения человеческое тело подвергается физическому воздействию окружающего его внешнего мира, и ту роль, которую ранее для него выполняли силы и соки матери, теперь будут выполнять силы и элементы внешнего мира. Физические органы должны к этому времени принять определенные формы, их структурные условия должны получить определенное направление и определенные наклонности. Позднее уже пойдет рост, но рост этот будет происходить все время по тем линиям, которые уже выработались в течение первых семи лет. Если за это время сложились правильные формы, то они и будут расти таковыми. То, что было упущено до семи лет, уже неисправимо впоследствии. И как природа устраивает для физического тела до его рождения необходимую для него среду, так и воспитатель должен позаботиться о правильной среде для ребенка.

    Есть два магических слова, в которых исчерпывается все отношение детей к окружающей среде. Эти два слова - подражание и  пример. Греческий философ Аристотель называет человека наиболее подражательным из всех животных; ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, и в этом процессе его физические органы выливаются в формы, остающиеся затем уже навсегда. Физическую среду, влияющую на ребенка, надо понимать в возможно более широком смысле. Ее составляют не только вещественный мир, окружающий ребенка, но и все то, что происходит вокруг него, что воспринимается его органами чувств, что из физического пространства может подействовать на его духовные силы. Сюда относятся, также, и все  нравственные и безнравственные поступки, которые происходят вокруг.

    Не моральные нравоучения, не благоразумные речи действуют на ребенка в означенном направлении, а лишь то, что делают на его глазах окружающие его взрослые. Поучения действуют формирующим образом не на физическое тело, а на эфирное, а это последнее до семилетнего возраста окружено защищающей его эфирной оболочкой. Все, что до семи лет развивается в эфирном теле по части представлений, привычек, памяти и т.д., все это должно развиться “само собой” подобно тому, как глаза и уши развиваются в лоне матери без содействия света и внешних звуков.

     Как мускулы рук становятся сильными и крепкими, когда исполняют соответствующую их силам работу, то же явление происходит со всеми органами физического тела, не исключая и мозга. Поясним эту мысль на примере.

     Можно сделать для ребенка куклу из старой салфетки, свернув из двух концов руки, из двух других - ноги, завязав узел в виде головы. А можно дать ребенку так называемую “красивую” куклу с настоящими волосами и раскрашенными щеками. Легко понять, что такая “красивая” кукла не портит эстетический вкус, но важнее другое: имея в руках свернутую салфетку, ребенок добавляет своей собственной фантазией то, чего не достает этой салфетке, чтобы походить на человека. Работа фантазии действует на формирование мозга, он “наливается”, как наливаются мускулы руки благодаря подходящей работе. Все игрушки, построенные на мертвых математических формах, глушат творческие силы ребенка.

     Чрезвычайно важно в этом возрасте обратить внимание еще на следующее: физическое тело само устанавливает правильное мерило для того, что ему полезно. Можно в общем сказать, что здоровое физическое тело желает того, что ему полезно. И пока дело касается растущего физического тела, нужно очень тонко следить за тем, что составляет его здоровую потребность, желание, что доставляет ему радость. Удовольствие и радость - вот силы, которые способствуют правильному формированию физических органов. Особенно важно иметь это в виду в деле питания. Можно так перекармливать разными вещами ребенка, что он совсем утратит  свой здоровый инстинкт в этом направлении, и можно при правильном питании сохранить его в такой степени, что ребенок будет требовать только то, что ему действительно полезно.

     Когда наука духа будет призвана руководить искусством воспитания, она и в этой области сумеет дать драгоценные указания, ибо ей известны реальные соотношения вещей. К силам, которые формируют физические органы, принадлежат, следовательно, и радость, и довольство окружающих, и веселые лица воспитателей, а главное - искренняя, непритворная любовь. Если в такой проникнутой любовью атмосфере имеются и примеры для подражания, тогда можно сказать, что ребенок находится в надлежащей среде. Надо строго следить за тем, чтобы в присутствии детей не делалось ничего, чему они не должны подражать. Не надо делать ничего такого, о чем приходилось бы говорить: этого вы делать не должны.

    До какой степени ребенок склонен к подражанию, можно убедиться, наблюдая, как он старается срисовать буквы прежде, чем узнает их. И это хорошо, если ребенок сначала рисует буквы, а потом уже узнает их смысл, ибо способность подражания принадлежит периоду развития физического тела, тогда как смысл явлений обращается уже к эфирному телу, а на него следует действовать не ранее, чем оно будет для этого сформировано. В период подражательности особенно важно учить языкам. Слушая, ребенок легко выучивается говорить правильно, а правила и искусственное обучение в этом возрасте бесцельны. В раннем детстве особенно важно, чтобы такие воспитательные средства, как, например, детские песни, производили на чувство как можно более красивое ритмическое впечатление. Не так важен смысл песни, как красота ее напева.

      Чем живительнее действует что-либо на глаз или ухо, тем лучше. Не надо умалять и значение танцев: ритмические движения под музыку действуют благотворно на физическое развитие.

     Со сменой зубов эфирное тело сбрасывает с себя внешнюю эфирную оболочку, и с этого момента оно делается доступным воспитательным влияниям внешнего мира. Необходимо уяснить себе: что же, собственно, действует извне на эфирное тело? Под преобразованием и ростом эфирного тела следует подразумевать преобразование и развитие привычек, совести, характера, памяти и темперамента. На эфирное тело следует действовать образами, примерами, сознательным направлением фантазии. В среду, окружающую развивающегося человека, должно быть внесено все то, что своим внутренним смыслом и достоинством могло бы дать ему верное направление. Все символическое, все , что действует посредством уподобления и образа, теперь полно смысла и понятно. Сила эфирного тела растет, когда фантазия ребенка питается тем, что он угадывает в живых образах и уподоблениях и что может служить для него руководящим началом. Не отвлеченные понятия действуют надлежащим образом на развивающееся эфирное тело, но все наглядное и притом не чувственно-, а духовно-наглядное.   

       Духовная наглядность, ощутимость - вот наиболее верное воспитательное средство для этого возраста. Поэтому здесь важнее всего, чтобы растущий человек был окружен воспитателями, которые всем своим душевным и внешним обликом влияли бы на него, вызывая в нем, как отражение, желательные интеллектуальные и нравственные силы. Как впервые годы детства подражание и пример, так в этом возрасте магическими средствами воспитания являются послушание и авторитет. Естественный, невынужденный авторитет должен быть проводником того духовного образца, по которому молодой человек может вырабатывать свою совесть, наклонности, привычки, по которому его темперамент войдет в упорядоченное русло и глазами которого он смотрит на мир. Прекрасные слова поэта: “Каждый должен выбрать себе своего героя и по его следам прокладывать себе путь на Олимп” - имеют наибольшее значение именно для этого возраста. Чувство почтения и преклонения - те силы, с помощью которых эфирное тело развивается правильным образом. Где нет чувства благоговения, там глохнут живые силы эфирного тела. К живым авторитетам, окружающим ребенка в жизни, следует присоединять и авторитеты исторические. Великие исторические образы могут направить совесть и ум гораздо действеннее, чем отвлеченные нравственные правила. Чрезвычайно важно, чтобы изучение истории велось именно с этой целью. До семилетнего возраста сказки и рассказы, предлагаемые детям, должны вызывать лишь радость, удовольствие, веселье. В последующем же периоде надо стремиться к тому, чтобы изображаемые картины вызывали в молодой душе желание поступить таким же образом. Не надо забывать и того, что многие дурные привычки могут быть искоренены, если их своевременно изображать в виде отталкивающих картин. Но все эти воздействия требуют большого такта, и при рассказе все дело в самом рассказчике. Поэтому нельзя считать равно значимыми личный рассказ и чтение и заменять одно другим.

    Необходимо, чтобы растущий человек воспринимал в себя тайны природы и законы жизни не через рассудочные понятия, а в виде символов. Духовные взаимоотношения должны проходить перед душой в таких уподоблениях, чтобы за этими уподоблениями закономерность бытия скорее угадывалась и чувствовалась, чем воспринималась в рассудочных понятиях. “Все приходящее не более, чем символ” - такова должна быть руководящая нить воспитания в этом возрасте. Именно так должны быть восприняты тайны бытия, прежде чем они проникнут в сознание личности как законы природы.

     Представим себе, что с мальчиком или девочкой говорят о бессмертии души и о ее дальнейшем бестелесном существовании. Вести разговор об этом надо путем уподобления, надо сравнить душу, например, с бабочкой, вылетающей из куколки. Ни один человек не сможет схватить в отвлеченных понятиях истинную сущность при этом происходящего, если он не усвоил ее первоначально в таких образах. Человек, которого в детстве вели таким путем, подходит совсем с другим настроением к этим вопросам, когда они ему позднее сообщаются как отвлеченные понятия.

     Когда человек говорит образами, на слушающего действует не только то, что он говорит, но от него исходит как бы тонкий духовный ток, проникающий к тому, кто слушает. Чтобы действовать на других, нужно проникаться своими уподоблениями как живой действительностью. А это возможно только для духовного знания. И тогда прекратятся те действия на ощупь, которые так обычны в этой области.

     Душевная способность, на которую в этот период развития человека должно быть обращено особое внимание, это память. Развитие памяти связано с преобразованием эфирного тела. Иногда полезно запоминать вещи и не вполне понятные, в своё время другие силы души довершат картину до полной гармонии. Когда говорят, что можно также постигать сердцем, чувством и душой, как и разумом, то это не простое фигуральное выражение. Понятие - только одно из средств постижения окружающего мира. Лишь  материалисты считают его единственным; хотя не мало и таких людей, которые не причисляют себя к материалистам и тем не менее не признают иного способа познания, кроме рассудочного. Надо усвоить, что рассудок - орудие души для понимания одних только материальных вещей.

      И еще одно очень важное замечание: с ребенком нужно говорить с упреждением на несколько лет (говорят же с нами в книгах гении, опережающие нас на несколько столетий). С годовалым ребенком говорите как с двухлетним, с последним как с шестилетним, так как различия в развитии уменьшаются обратно пропорционально годам. Не бойтесь непонимания целых предложений; ваше выражение лица, ваша интонация и желание, предвосхищающее стремление ребенка понять, осветят одну половину сказанного, а с помощью этой половины со временем осветится и другая. Интонация для детей, как, скажем, для китайцев или светских людей, составляет половину речи. Нужно больше полагаться на время и на связь вещей, которые помогут  разобраться в слышанном. Следовало бы воспитателю, который вообще чересчур склонен все учение приписывать обучению, не забывать, что ребенок носит в себе половину своего мира, а именно, духовную (например, нравственные и метафизические представления), уже готовой и поэтому речь, снабженная одними только телесными подобиями, не может дать духовного понимания, а может лишь намекать на него. Как ребенок принимает в свой душевный организм строение языка, так и юноша должен для развития памяти учить вещи, рассудочное понимание которых он усвоит лишь впоследствии.

     Рассудок - душевная сила, рождающаяся только с половой зрелостью, и до наступления этой поры надо оберегать ее от внешних влияний. До этой поры юноша должен памятью усвоить себе те сокровища, над которыми думало человечество, и затем уже наступит время проникнуть умом во все то, что предварительно хорошо запечатлелось в памяти.  (О переосмыслении уже знакомых понятий).

     Всякое наблюдение в этом возрасте должно быть одухотворяемо. Все должно служить символом для духовных образов. Например, зерно растения не есть только то, что представляется глазу. В нем невидимо кроется все будущее растение. И то обстоятельство, что ребенок видит перед собой гораздо более того, что доступно для его чувств, должно быть живо схвачено его фантазией, душой. У него должно пробуждаться предчувствие тайн природы. И не надо думать, что благодаря этому может пострадать чистое чувственное созерцание; наоборот, ограничиваясь одним внешним созерцанием, никогда не узнаешь истинного содержания вещей. Искусство воспитания не может руководствоваться материалистическими воззрениями. Как оно не кажется практичным, в действительности оно совсем не достигает практических результатов, когда дело касается того, чтобы охватить жизнь во всей ее жизненной полноте.

    Только ясно сознавая, каким образом известные приемы воспитания действуют на юношу, воспитатель будет владеть верным тактом, чтобы в каждом случае применять верное средство. Так, необходимо сознательно обращаться с душевными силами: мышлением, чувством и волей - с тем, чтобы их развитие действовало отраженным образом на формирующееся эфирное тело. Основание для развития сильной воли кладется правильным применением изложенных принципов воспитания в первые семь лет. Здоровая воля прежде всего должна опираться на хорошо развитые формы физического тела. Очень важно, чтобы развивающееся в это время эфирное тело доставляло физическому телу те силы, с помощью которых оно могло бы усилить и укрепить свои формы. То, что производит наибольшее впечатление на эфирное тело, так же укрепляет всего сильнее и физическое тело. Самые же сильные импульсы на эфирное тело производят те чувства и представления, благодаря которым человек переживает и устанавливает свое истинное отношение к вечным первоосновам вселенной; следовательно, самым сильным переживанием из всех импульсов будут переживания связи с высшим миром.

    В характере человеческой воли ясно выражается то, чувствует ли себя человек связанным со всей вселенной. Если он не чувствует себя связанным крепкими нитями с божественно-духовным, тогда характер и воля его останутся неустойчивыми.

    Любовь к жизни, жизнерадостность, упорство в работе - все это вырастает из правильно развитого вкуса к красоте и искусству. А как скрашиваются и облагораживаются этим тонким чувством красоты отношения людей друг к другу!          

     Чистое мышление - как внутреннее построение отвлеченных понятий - совсем не должно ещё иметь место в этом возрасте. Оно должно само собой складываться в тот период, когда душа воспринимает посредством уподобления и живых образов тайны жизни природы. Таким образом, среди других душевных переживаний в период между седьмым годом и половой зрелостью должно постепенно вырастать и мышление; способность суждения должна созреть к концу этого периода настолько, чтобы человек оказался иметь вполне самостоятельные мнения в вопросах жизни и знания.

     Не только для духовной стороны воспитания, но и для физической эзотерическое учение даёт верные указания. Как любовь и радость должны проникать все окружение ребенка в первые годы детства, так растущее эфирное тело должно благодаря физическим упражнениям действительно испытать в себе чувство собственного роста, постоянно прибывающей силы. Гимнастические упражнения должны строиться так, чтобы при каждом движении, при каждом шаге внутри юноши возникало чувство: “моя сила растет”.Чтобы вести физические упражнения в таком направлении, воспитатель должен обладать тем душевным настроем, который дается истинными знаниями. Кто начнет правильно применять их, тому жизнь сама подтвердит их истинность лучше всяких теорий и логических оснований, ибо духовные истины лучше всего познаются по их плодам.

     С достижением половой зрелости рождается астральное тело. Вместе с освобождением последнего наступает пора для воздействия на “я” человека всего того, что раскрывается в мире отвлеченных идей, в способности суждения, работе независимого ума. Мы уже упоминали о том, что эти душевные способности должны были развиваться без непосредственного воздействия на них, лишь под влиянием косвенных воспитательных воздействий. С достижением половой зрелости наступает время, когда человек созревает для составления собственного суждения обо всем том, чему ранее научился. Нет ничего вреднее, как преждевременно вызываемое личное суждение. Судить следует только тогда, когда предварительно заготовлен материал для суждения и для сравнения; в противном случае получаются необоснованные суждения. Вся односторонность в жизни, все пустопорожние “верования”, основанные на кое-каких крохах знания, с точки зрения которых легкомысленно судят о высочайших переживаниях человечества, происходят от ошибки воспитания в этом направлении. Прежде, чем созреть для мышления, надо научиться уважать то, что думали другие. Не может быть здорового мышления, если ему не предшествовало здоровое чувство правды, основанное на вере в несомненные авторитеты. Если бы эта идея проводилась в воспитании, не приходилось бы встречать обычного явления, когда молодые люди, воображая себя уже достаточно созревшими для самостоятельного суждения, мешают тем самым великому жизненному содержанию всесторонне воздействовать на их существо. Ибо каждое суждение человека, не построенное на естественном фундаменте душевного опыта, способно быть только камнем преткновения, потому что, раз суждение составлено, человек навсегда остается под его влиянием и не принимает уже жизненных явлений так ясно и свободно, как он бы их принял, если бы его сознание было открытым. Умозаключения должны бы складываться по поводу окружающего лишь после того, как высказались все остальные душевные силы; вначале роль ума должна быть посредствующей. Он должен служить только для того, чтобы воспринять видимое и чувствуемое так, как оно дается, не стремясь подчинить его своему незрелому суждению. Поэтому юношу этого возраста лучше всего избавить от знакомства с разными умозрительными теориями. В этом возрасте самое важное, чтобы вся полнота жизни воздействовала на него и как можно цельнее воспринималась молодой душой. Конечно, можно знакомить юношу с тем, что люди думали о различных явлениях, но следует ограждать его, чтобы благодаря преждевременному суждению, он не замкнул свою мысль в узкий круг. Он должен уметь выслушивать самые разнообразные мнения, не примыкая в до периода возмужания ни к какой умозрительной теории. Чтобы довести такую систему до конца, нужно со стороны учителя и воспитателей много такта, и именно такое углубленное миросозерцание, основанное на науке духа, способно дать этот такт.

    Мы смогли здесь изложить только несколько точек зрения на воспитание в смысле науки духа. Задача состояла в том, чтобы указать на ее культурное воздействие в деле воспитания. Чтобы это стало возможным, необходимы два условия. Во-первых, чтобы отказались от предрассудков относительно науки духа. Тот, кто ей доверится, убедится, что это вовсе не фантазия, как многие ещё думают. Это не упрёк, потому что такое отношение вполне естественно при современных условиях развития, большинство должно смотреть на антропософов как на фантазеров и мечтателей. При поверхностном взгляде иного вывода и сделать нельзя, так как выступающая в качестве науки духа антропософия и всё, что современная культура считает основанием здравого мировоззрения, идут, по видимости, вразрез, и только при более глубоком исследовании раскрывается, сколь противоречивы сами современные воззрения, что они останутся безнадежно непримиримы, если основой миросозерцания не станет наука духа.

     Лишь полезная, применимая к жизни духовная работа способна оздоровить все области человеческой жизни.

По  материалам   лекций  Р. Штейнера

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.