Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Эпоха Просвещения

               Наука есть невежества обмен
               На новый вид невежества другого.

                                                                     Дж. Г. Байрон

По иронии истории кровавые времена воинствующего атеизма и омертвляющего материализма (XVIII - XX вв. по Р.Х.) в Европе называют эпохой «Просвещения». Возможно, более правильно называть это время эпохой Научного познания материальности, ибо материализм имеет и положительные стороны, обусловленные тем, что он не беспокоит Небеса опасными мыслями и не обременяет ВСЕВЫШНЕГО понятием Бог.  

В древности те, кто следовал Дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, у которого много знаний. Управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью (Дао де цзин, 65).

Эпоха просвещения в Европе была подготовлена трудами Николая Коперника (1473 - 1543), Иоганна Кеплера (1571 - 1630), Рене Декарта (1596 - 1650), Галилео Галилея (1564 - 1642), Джордано Бруно (1548 - 1600) и другими учеными.

В XVI веке более точные наблюдения за небесными светилами выявили противоречия в геоцентризме Птолемея. Эти противоречия привели Коперника к обоснованию гелиоцентрической системы мира. Мир, по Копернику, перестал вращаться вокруг Земли. Это был вызов всей системе религиозно-философских воззрений Европы того времени, основанных на учениях Аристотеля и Фомы Аквинского.

Фома Аквинский развивал философию, согласно которой в центре мироздания находится Человек - венец ТВОРЕНИЯ, и весь мир вращается вокруг него. Философия Фомы Аквинского была принята официальной точкой зрения католической церкви.

В ортодоксальных иудейских кругах из учений, основанных на ТОРЕ, выводилось, что центром мира является то место на Храмовой горе, где находилось Святое Святых Иерусалимского Храма. В частности, Рамбан учил, что мир начал развиваться из камня, на котором покоился Ковчег Завета.

Свой основной труд «О вращении небесных сфер» Коперник завершил в 1530-1532 гг., но опубликовал его по настоянию друзей гораздо позже из-за боязни непонимания его работы современниками. И в самом деле, эта книга была внесена в список запрещенных книг.

К тому времени, когда Коперник взялся за проблему движения планет, арабские астрономы, стремясь повысить точность теории Птолемея, добавили к ней еще несколько эпициклов. В таком усовершенствованном варианте теории для описания движения Солнца, Луны и пяти известных тогда планет требовалось 77 кругов. Многие астрономы, в том числе и Коперник, считали теорию Птолемея чрезмерно сложной. Поэтому Коперник после долгих размышлений остановился на схеме, в которой Земля вращалась вокруг Солнца, как и другие планеты. При этом понятия эпициклов остались, но число окружностей сократилось с 77 до 34, что значительно упростило расчеты. Коперник упоминал, что идея о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси пришла ему при чтении Цицерона, у которого сказано, что некто-то Гицетий из Сиракуз говорил о суточном движении Земли.

С математической точки зрения астрономия Коперника представляла собой чисто геометрическое описание, суть которого заключалась в сведении сложной геометрической конструкции к более простой. Однако переход от геоцентрической теории Птолемея к гелиоцентрической теории Коперника затрагивал основы религиозного мировосприятия, что встретило суровое осуждение многих его современников.

Положив, что Земля является центром лишь лунной орбиты, а Солнце - центром обриты Земли и других планет, Коперник сразу же поставил под сомнение аристотелево разделение мира на «надлунную» и «подлунную» части Данное обстоятельство стирало пределы разделения на естественные и насильственные движения и к тому же требовало радикального пересмотра учения Аристотеля о пяти стихиях. Другими словами, сразу же закачалось все здание европейской мысли того времени, базировавшейся на учении Аристотеля. Данное обстоятельство не могло не вызвать бурного противления.

Один из лидеров реформации Мартин Лютер назвал Коперника «спятившим астрологом»; Жан Кальвин метал громы и молнии: «Кто осмелится поставить авторитет Коперника превыше авторитета Священного Писания?» …

Инквизиция осудила новую теорию как «ложное пифагорейское учение, от начала до конца противное Священному Писанию». Католическая церковь официально оповестила верующих, что коперниканская ересь «преисполнена более злонамеренной клеветой, более отвратительна и более пагубна для христианского мира, нежели все, что содержится в сочинениях Кальвина и Лютера и всех других еретиков вместе взятых». На эти выпады Коперник отвечал: «Библия учит нас, как попасть на Небо, а не как оно движется».

Но кроме мракобесия имела место и конструктивная критика теории Коперника. Во-первых, оппоненты задавали вопрос: «Если Земля движется, то почему большинство звезд на небосводе неподвижны?» Коперник в ответ на это ссылался на то, что расстояния до этих звезд огромны. Во-вторых, вслед за Птолемеем, многие задавались вопросом, почему Земля при столь высокой скорости вращения не рассыпается под действием центробежных сил. На что Коперник убийственно логично отвечал вопросом на вопрос: «А почему небо не рассыпается при значительно более быстром вращении?» Действительно, если бы Солнце и в самом деле делало оборот вокруг Земли за 24 часа, то оно двигалось бы с невероятно большой скоростью.

Коперник изложил свою теорию о «Вращении небесных тел» в XVI в., тогда как «Зогар», если он даже был записан Моше де Леоном в XV в., утверждает: «Из старой книги Хамманнуна… мы узнаем, что Земля обращается вокруг себя, образуя круг: так, что некоторые находятся наверху, другие - внизу… и что имеются некоторые страны на земле, которые освещены, в то время как другие находятся во тьме: у первых день, тогда как у других наступает ночь; также есть страны, где всегда день или где ночь продолжается несколько мгновений» (Каббала Мейера).

Теория Коперника явилась вехой в еще одном процессе становления человеческой мысли. Впервые научная общественность Европы предпочла «красоту» теории «практике» как критерию истины, ибо расчеты по его методу значительно уступали в точности отточенному за несколько столетий методу определения места расположения планет Птолемея.

Впоследствии Иоган Кеплер подтвердил и уточнил основные результаты Коперника. Кеплер, используя наблюдения Тихо Браге (1546 - 1601), пришел к выводу, что движение планет происходит не по кругу, как это предполагал Коперник, а по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце.

Кеплер на протяжении нескольких лет безуспешно пытался подобрать кривую, наилучшим образом соответствующую результатам астрономических наблюдений траектории движения Марса. Об эллипсоиде он подумал только потому, что эта кривая была в то время хорошо известна математике. На самом деле планеты из-за взаимовлияния движутся не по эллипсоидам. «К счастью» астрономические наблюдения Тихо Браге, результатами которого пользовался Кеплер, были достаточно грубы, что позволило Кеплеру считать эллипс достаточно хорошим приближением.

Учение Коперника открыло новые пути к познанию жизни Вселенной. На основе этого учения и воззрений Николая Кузанского другой итальянский ученый Джордано (Филиппо) Бруно в своей работе «О бесконечности Вселенной и мирах» дал первую формулировку космологических принципов. Согласно его учению, Вселенная бесконечна и неподвижна, а миров во вселенной - бесчисленное множество. У нее нет середины и нет окружностей… Проблема сотворения Мира Бруно решает с позиции мистического пантеизма: Б-Г находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а в качестве Наиприсущего. Б-Г Мыслит Природу в виде некого самостоятельного Начала. Природа, по Джордано Бруно, Обожествлена. Б-Г отождествлен даже с материей. Такие воззрения Бруно развивал под воздействием идей некоторых античных мыслителей: Парменида, Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Бруно считал, что Божественная субстанция состоит из двух субстратов: духовного и материального. В «Диалогах» Бруно утверждает: «Мы обнаруживаем двойную субстанцию: одну - духовную, другую - телесную».

Духовный субстрат суть Мировая душа, мыслится как движущий принцип конкретных вещей и всего Мира. Мировая душа определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Развивая учение Коперника, Джордано Бруно доказывает, что любое небесное светило может рассматриваться как абсолютный центр, потому что центр находится повсюду и нигде. Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. Миры приходят в движение под влиянием Мировой Души. Миры населены различными формами чувственной и разумной жизни. Согласно схоластической философии Землю образуют четыре стихии: Земля, Вода, Воздух и Огонь, а Небо - стихия Эфир. С точки зрения Бруно, духовный Эфир совместно с Землей, Водой, Воздухом и Огнем образует как земной мир, так и все другие миры. Джордано Бруно был обвинен в ереси и сожжен 17 февраля 1600 г. в Риме на площади Кампо ди Фьери (Поле Цветов).

Догалилеева мудрость пыталась найти причину гравитации. Вместо этого Галилей обнаружил совершенно иной взгляд на окружающий Мир. Он стал просто срисовывать наблюдаемые свойства Природы с помощью математических выражений. Закон движения падающего на землю тела сформулирован Галилеем в виде s = 4,9 t2 , где s - путь свободного падения тела в течение времени t. По Галилею, не важна причина, важно описание движения. Данный подход оказался поразительно продуктивным и эффективным. Более того, взгляды Галилея легли в основу народившегося в месте с ними научного мировоззрения.

Последователю Аристотеля важнее знать, почему протекает процесс, чем уметь описывать его. На определенном этапе развития естествознания данный аристотелевский подход стал тормозить развитие Науки, так как при попытке точного описания того или иного явления зачастую затрагиваются глубинные корни происходящего, которые не могут быть осознаны неподготовленной современностью. В данном аспекте естествознания авторитету Аристотеля противостоял Галилей. Галилей считал вопрос «Почему?» весьма опасным при обращении к Природе. Галилей также первым усомнился в утверждении Аристотеля, что тела падают на землю со скоростью, пропорциональной их весу. Он, сбрасывая с вершины Пизанской башни одновременно 100 и 50 фунтовые ядра, убедился, что они падают на землю одновременно. Аристотель утверждал: для того, чтобы тело двигалось, к нему должна быть постоянно приложена сила. Галилей глубже проник в суть этого явления. Именно Галилей установил, что если на тело не действуют никакие силы, то оно может пребывать либо в покое, либо в постоянном, прямолинейном и равномерном движении (к такому же выводу пришел и Декарт). Ныне этот факт известен как первый закон Ньютона.

Опираясь на аристотелевский принцип «боязни пустоты», Галилей описал работу насоса, поднимающего воду из колодца с помощью цилиндра и поршня. Он рассчитал, что высота водяного столба в 18 локтей (примерно 7 - 10 метров) уравновешивает атмосферное давление и является мерой «боязни пустоты». Другими словами, он указал, что поднять воду с большей глубины с помощью обычного всасывания невозможно. …

Анализируя явления природы, Галилей пришел к необходимости сосредоточить внимание на таких понятиях, как «пространство», «время», «тяготение», «скорость» и «ускорение», «сила» и «импульс». Во времена Галилея выбор этих понятий отнюдь не был очевидным. Галилей настаивал, чтобы при исследовании Природы естествоиспытатель обязательно следовал какой-либо математической модели: «не рассуждайте, почему происходит то или иное явление - призывал Галилей,- описывайте его количественно». Критикуя средневековых схоластов, повторявших и толковавших изречения Аристотеля, Галилей отмечал, что знание берется из наблюдения, а не из книг. Галилей отстаивал гелиоцентрическую теорию Коперника, хотя в том виде, как ее разработал Коперник, она отнюдь не давала хорошее совпадение с наблюдениями. Пытаясь проникнуть в саму суть явлений, Галилей выпестовал еще один незыблемый принцип современной науки - идеализацию. Под идеализацией Галилей понимал игнорирование тривиальных и второстепенных деталей исследуемого процесса. Мудрость Галилея проявлялась еще и в том, что он не пытался, как это делали естествоиспытатели до него, охватить все явления природы, а, выбрав несколько наиболее существенных явлений, принимался упорно и последовательно изучать их. Галилей направил физическую мысль по математическому пути, заложил основы современной механики и создал прообраз современной научной методологии.

Как принято считать современная Наука началась с публикации в 1638 г. «Бесед и математических доказательств, касающихся двух новых отраслей науки» Галилея. Мир Науки благодарен Галилею за четыре наиболее значимые достижения. Во-первых, Галилей установил, что сила, действующая на тело, определяет его ускорение, а не скорость, как полагали древние в т. ч. Аристотель. Откуда следовало, что для равномерного и прямолинейного движения не требуется приложения ни какой силы, и если движущееся тело не встречает сопротивления окружающей среды, то оно может продолжать равномерное и прямолинейное движение бесконечно долго. Данное открытие Галилея позволило ответить на вопрос - почему мы не чувствуем довольно быстрое движение нашей планеты вокруг Солнца и ее вращение вокруг своей оси планеты, что в итоге привело к принятию гелиоцентрическую системы Коперника. Третья из великих догадок Галилея стала ключом к началу понимания закона сохранения энергии. Он заметил, что если твердое тело падает с некоторой высоты на твердую опору, то после соприкосновения с опорой оно отскакивает практически на туже высоту, с которой было сброшено. Данное обстоятельство побудило Галилея предположить, что во время данного процесса сначала потенциальная энергия тела переходит в его кинетическую энергию, а после столкновения с опорой - кинетическая энергия отскочившего тела вновь превращается в потенциальную. Наконец Галилей указал, что в отсутствии атмосферного сопротивления различные тела под действием силы тяжести падают с одинаковой скоростью.

Работы Галилея «Диалог о двух системах мира» (1632 г.) и «Беседы о двух науках» (1638 г.) оказали сильное влияние на Эванджелиста Торричелли (1608 - 1647, Фаэнце, Италия). Воспитанник иезуитской школы в восемнадцатилетнем возрасте отправился в Рим для продолжения математического образования. В Риме Торричелли сблизился с доминиканским монахом, профессором математики, другом и последователем Галилея - Бендетто Кастелли (1577 - 1644). Кастелли отвез сочинение Торричелли «О естественном ускорительном движении» Галилею в Венецию. Галилею настолько понравилась данная работа, что он пригласил к себе молодого ученого. Однако Галилей вскоре умер, и Торричелли, по предложению герцога Тосканского, занял его место. Совместно с другим учеником Галилея - Винченцо Вивиани он продолжил утверждение экспериментального метода. К ним примкнули несколько учеников, и из этого кружка вскоре родилась знаменитая Флоренская академия. Торричелли стал первым ученым, решившим баллистическую задачу о траектории брошенного тела в однородном поле тяжести и отсутствии сопротивления воздуха. Торричелли впервые пришла счастливая мысль измерить вес атмосферы весом ртутного столба. В 1643 г. по его указанию эксперимент был проведен его другом Вивиани. Опыт оправдал все ожидания. Вивиани взял заполненную ртутью стеклянную трубку и перевернул ее в заполненную ртутью тарелку. Ртуть из трубки не вылилась, она остановилась на заданной высоте, над ней образовалась «торричеллиева пустота». Чтобы показать, что жидкость удерживается не какими-то симпатиями и антипатиями, а является следствием давления воздуха, Торричелли повторил опыт с двумя трубками разной формы. При этом форма пространства над ртутью действительно не имела никакого значения. Впоследствии Торричелли заметил, что высота ртутного столба меняется со временем, что свидетельствовало об изменении атмосферного давления, таким образом, трубка Торричелли стала первым барометром.

Борьба против аристотелиева учения о «боязни пустоты» не закончилась опытом Торричелли. Гипотеза о живых силах, удерживающих ртутный столб, жила еще долго после его смерти. Лишь после работ Паскаля (1623-1662), создавшего водяной барометр, и изобретения воздушного насоса Бойлем и Герике окончательно развеяли концепцию «боязни пустоты». Герике прямым опытом взвесил два одинаковых сосуда: один - с воздухом, а другой - без него, и тем самым доказал, что воздух обладает весом и «несомненно является телесным ничто». Таким образом, в науке утвердилось представление о том, что воздух является одним из видов материи, который можно удалить из занимаемого ею места и образовать «пустоту», «вакуум».

Необходимо отметить, что в начале третьего тысячелетия на смену тенденции умерщвления сил Природы, бытовавшей с XVII по XX столетия от Р.Х., приходит возвращение к идеям «оживления» (Обожествлению) всех проявлений Бытия.

Наука пережила эмбриональный этап своего развития, ознаменованный тем, что Она исследовала силы Природы вне причин, их Вызывающих и Направляющих. В эмбриональном состоянии Наука переболела ложной иллюзией, в которой единственной созидающей инстанцией, управляющей силами Природы, является человек. НЕБЕСА нежно взирали на потуги лучших из людей, пока «мертвые» силы, подвластные человеку, были достаточно слабы. Теперь мы, люди, стоим на пороге обретения страшных энергий, и наша Наука уже не имеет права отдавать мертвечиной и безнравственностью.

Наиболее знаменитым результатом работ Торричелли по механике является открытие им законов истечения жидкости из отверстия в сосуде. Это открытие, примыкающее к исследованиям его учителя Кастелли, принесло ему славу основателя гидродинамики.

Рене Декарт еще в школьные годы, которые он провел в школе Ла Флеш (одном из лучших учебных заведений Европы), подверг резкой критике все отрасли знаний того времени, в том числе юриспруденцию, медицину и мораль, пришел к выводу, что только математика обеспечивает надежный путь к Истине. Убежденный в том, что именно математика составляет сущность всей Науки, Декарт заявил, что «не приемлет и не надеется найти в физике каких-либо принципов, отличных от тех, которые существуют в геометрии или абстрактной математике, потому что они позволяют объяснить все явления природы и привести доказательства, не оставляющие сомнений».

Объективный мир, по Декарту, - это застывшее пространство, воплощенное в геометрии, и поэтому свойства его должны вытекать из первых принципов геометрии. Декарт пытался объяснить, почему реальный мир вообще подвержен математическому описанию. По его мнению, наиболее глубокими и надежными свойствами материи являются форма, протяженность и движение в пространстве и во времени. Исследуя математический метод, на котором базировалась евклидова геометрия, Декарт в своем «Рассуждении о методе» подготовил методологические основы нарождающейся Науки. Для того чтобы гарантировать возможность получения точного знания, Декарт выделил следующие четыре правила:

1. Изложение должно быть последовательным и не противоречивым.

2. Сложные проблемы разбивать на простые части и, изучив их по отдельности, делать синтетические заключения (Анализ и Синтез).

3. Изложение должно начинаться с простейших и ясных истин с последовательным постепенным усложнением.

4. Делать наиболее полные обзоры литературы по исследуемой тематике.

В отношении материи Декарт высказывался следующим образом: «Мне не известна иная материя телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь фигуру и движимая… Я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее деления, фигур и движения. И так как этим путем, как обнаружится из последующего, могут быть объяснены все явления природы, то мне думается, что не следует в физике принимать других начал, кроме вышеизложенных».

Декарт, вслед за древними греками, различал первичные и вторичные свойства материи. Первичными он полагал делимость, форму и движение материи, а звук, вкус, тепло, цвет Декарт считал производными качествами от первичных качеств. По Декарту, существует как бы два мира: мир материи и мир мыслящих умов, способный воспринимать воздействие материи. Совершенный Б-Г не стал бы вводить нас в заблуждение, поэтому наша интуиция заслуживает доверия: она может служить источником истины. Декарт настоял, чтобы Европа осознала важность движения материи как физического явления.

В истории философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он пытался создать философскую систему на основе признания двух самостоятельных инстанций - материи и Духа. Представляя мир как Творение Божие, Декарт расчленил мир на две практически независимые части - духовное и материальное. Неотъемлемым свойством или атрибутом материальной субстанции он считал протяжение, атрибутом Духовной субстанции он считал мышление. Дуализм, пронизывающий все учение Декарта, получил свое проявление в отделении физики от метафизики. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, формой и видом движения. Наделив материю лишь атрибутом протяжения и трактуя движение как перемещение ее частиц в пространстве, Декарт приходит к выводу о законе сохранения количества движения. Декарт ищет первопричину и цель движения и находит ее в Боге - Исходной, Совершенной и Возвышенной Субстанции.

Фрагменты из главы «Представления о материи»
Гаухман М. Х. «Алгебра сигнатур», Москва, 2004

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.