Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Достижения древнегреческой мысли

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Черту под античным периодом развития представлений о материи подвели Платон, Аристотель и Демокрит. Платон (427 - 347 гг. до Р.Х.), последователь Пифагора, ученик Сократа, основатель Афинской академии, просуществовавшей 900 лет. Девиз Платоновской академии: «Не геометр да не войдет!» Платон по цепи ученической преемственности также был великим посвященным, но в его трудах тайны были надежно завуалированы. То, что Платон был посвящен в тайны, подобные Меркабе (Колеснице), свидетельствует «Федр», где он говорит: «До того как человеческий дух был погружен в чувственность и стал воплощенным вследствие утери своих крыльев, он жил среди богов в воздушном духовном мире, где все истинно и чисто». А то, что Платон был служителем Аполлона - бога Солнца, свидетельствует 81 год его жизни (8 + 1 = 9 и 9 х 9 = 81), а девять - это число Муз, служительниц Аполлона.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что Мир Идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный Мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир идей находится поверх физического космоса. Материальное бытие создается ТВОРЦОМ, МАСТЕРОМ (ДЕМИУРГОМ) наподобие того, как человек делает конкретную вещь.

Мастер, прежде чем сделает вазу, сначала обдумывает, какой она будет. Он составляет план, из какого материала ее сделать и как украсить. Другими словами, создает идеальный образ. Только после этого он начинает его воплощать, стараясь максимально приблизить материальный предмет к идеальному образу, находящемуся в сознании.

Этим ДЕМИУРГОМ является РАЗУМ, Творческий УМ, который и формирует физический мир как гармоничную, прекрасную систему. ТВОРЕЦ (ДИМИУРГ) Создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит материю из беспорядка в порядок. Идея - это чистая форма, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, противоположного идеям и самому ДЕМИУРГУ.

В философии Платона над всем Миром Властвует СОЗДАТЕЛЬ - ДЕМИУРГ, обладающий двумя качествами: протяженным бесформенным субстратом, служившим материалом для строительства, и идеальными Мыслеобразами, посредством Взирания на которые ОН оформлял конечные формы, населяющие Миры. Пассивное Начало Бытия, проявленное в бесформенное протяжение, Платон именовал «Воспреемницей», «Кормилицей», «МАТЕРЬЮ всего Сущего», а ДЕМИУРГ (Активное Начало) уподоблялся Платоном ОТЦУ, а проявлявшийся в итоге Мир - СЫНУ. В философии Платона выделялось «то, что рождается; то, внутри чего совершается рождение; и то, по образу чего возрастает рождающееся».

Учение Платона полностью согласуется с еврейской Каболой, которая учит: «Источник нижних - это Слава ВСЕВЫШНЕГО, т.е. Шхина (Присутствие) Б-ЖЕЕ, которое он Распространяет на них. Раскрытие Славы - это раскрытие ЕГО Царской Власти, поэтому корень нижних называется Малхут (Царство). «Малхут - корень нижних и власть Святости». Все, что должно возникнуть в нижних, сначала возникает в Сфире Малхут. Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия Славы ВСЕВЫШНЕГО. Когда миры становятся носителями Высшей Славы и привязаны к Ней, как ветви к корням, тогда Слава наполняет все Творение и оно превращается в Трон Славы. При этом Малхут, Шхина и Слава - это одно и то же». Слава ВСЕВЫШНЕГО находится везде, и она оживляет все сущее по слову пророков: «И ТЫ Оживляешь все»; «Полна земля Славой ЕГО».

В отношении материи взгляды Платона во многом формировались под влиянием учений Сократа, пифагорейцев и Гераклита. Сократ в платоновском диалоге «Кратил» говорит: «Те, кто считают, что все находится в пути, полагают также, что большая часть вещей просто движется, а есть еще нечто такое, что проникает все остальное, благодаря чему и возникает все рождающееся. Это нечто есть самое быстрое и самое тонкое: ведь иначе оно не могло бы проникать сквозь все идущее, не будь оно столь тонким, что его ничего не задерживает, и столь быстрым, что оно распоряжается остальными вещами так, как если бы они стояли на месте».

Платон полагал, что элементами Мыслеформ, по образу которых формировалось Мироздание, являются правильные многоугольники (равносторонний треугольник, квадрат, равносторонний пятиугольник). Сами эти элементы бестелесны, т. к. не имеют объема, но, объединяясь в правильные многогранники, они формируют корпускулы четырех Первостихий. Платон полагал, что куб является формой корпускул стихии «Земля», тетраэдр - «Огня», октаэдр - «Воздуха», додекаэдр - «Воды». Однако известно, что правильных многогранников всего не четыре, а пять, поэтому Платон считал, что из корпускул, имеющих форму икосаэдра, соткан мир идей (Идеальный мир).

Так ли далек был Платон от истины? Сегодня нам доступно для понимания пространство, пронизанноекоординатной сеткой. Легче всего представить ространственную сетку, ячейками которой являются кубики. Но могут быть и иные сети: с тетраэдрными («Огненными»), октаэдрными («Воздушными») и додекаэдрными («Водными») ячейками.

В античные времена греческие мыслители были обескуражены причудливым поведением блуждающих светил (слово «планета» по-гречески означает «бродяга»). Среди множества неподвижных звезд на небосклоне выделялись пять звезд, отличавшихся загадочным поведением. Эти звезды не только отличались от остальных звезд тем, что перемещались по небосклону с запада на восток, но и замирали на месте, а иногда и двигались вспять. Изменялась также и их светимость. Греческий дух с его любовью к порядку и регулярности был устрашен небесными «бродягами». Однако мудрейших из них не оставлял вопрос: «Не кроется ли за этим видимым хаосом некий порядок?» Именно такую задачу поставил перед своей академией Платон, провозгласивший: Спасем явление!!!»

Ученик Платона Гераклит Понтийский выдвинул две гипотезы по тем временам революционного характера. Гераклит утверждал, что видимое суточное вращение небосвода не более чем иллюзия. В действительности вращается Земля, совершая один оборот за 24 часа. Вторая гипотеза Гераклита была еще более грандиозной. Он на основании наблюдений за Венерой и Меркурием пришел к мысли, что эти две планеты движутся вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. В математическом плане Гераклит впервые пришел к идее «эпицикла» - окружность, центр которой движется по другой окружности. Эта идея была доведена до определенной законченности Клавдием Птолемеем примерно через 4 века после призыва Платона.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их Душами.

Платон первым началом полагал Б-ГА - суть «Само по Себе Единое и Благое». Опираясь на учение Прокла, в шести книгах Платоновской теологии говорится о небесных, земных и разных других вечных богах. Однако во главе всего этого пантеона Платон поставил Б-ГА Богов - ДЕМИУРГА, Универсальную Причину всего.

Идеи Платона были развиты неоплатониками, среди которых выделяются Плотин (205 - 270 гг. после Р.Х.), Порфий (232 - 304 гг. после Р.Х.) и Прокл (412 - 485 гг. после Р.Х.). В основу учения о Бытии неоплатоники положили три принципа:

1. Бытие обладает иерархичностью.

2. Все существующее имеет своим истоком Духовное начало.

3. Основа Бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа.

Единое есть Б-Г - Творческая СИЛА, Сверхбытие, порождающее все. Ум - это истекающая от Единого Б-ГА оформленная активность. Если ЕДИНОЕ - это потенциал вещей, то Ум - идеальная реализация этих вещей. ЕДИНОЕ, приобретая формы мышления (т. е. Ум), становится Душой, создающей Космос. Космическая Душа проистекает от УМА, обладающего Творческой Силой. Душа как бестелесная субстанция входит в состав тела, при этом вносит разумность в движение материи. Душа - последняя стадия преобразований бестелесного Мира Идей.

Космос, по неоплатоникам, создается в результате действия ДУХОВНОГО НАЧАЛА на материю. При этом происходит непримиримая борьба между Умом и материей. Свет есть образ Ума, а тьма - образ материи.

Аристотель из Стагиры (384-322 гг. до Р.Х.) - греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. В течение 20 лет (367-347 гг.) был учеником и соратником Платона, а после его смерти, уязвленный выбором Спевсиппа руководителем Академии, оставил Афины и преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на Лесбосе. В 342 г. Филипп II, царь Македонии, доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра. В Македонии Аристотель пребывал 7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу - знаменитый Ликей, где преподавал 12 лет. В Ликее была богатая библиотека. Исследованиями руководил Аристотель, и их результаты он обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывавшую все знание о мире того времени. В 323 г., после смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины в страхе перед преследованиями и вскоре умер в Халкиде Эвбейской.

Под именем Аристотеля сохранились немногочисленные фрагменты произведений литературного характера, написанных большей частью в форме диалога, а также обширное собрание философских трактатов, предназначенных для изучения в школе, так называемый Corpus Aristotelicum. В Риме эти тексты упорядочил, снабдил каталогом и издал известный перипатетик Андроник Родосский. Согласно традиции сочинения Аристотеля делятся обычно на семь групп:

1) логические сочинения, которые позднейшие перипатетики назвали Органон (Organon - инструменты), ибо логику отделил от философии еще сам Аристотель и признал необходимым инструментом и основой всякой науки;

2) сочинения из области физики, то есть науки о природе (от греческого слова physis природа);

3) биологические сочинения;

4) сочинения из области психологии;

5) произведения, касающиеся так называемой первичной философии, помещенные Андроником после книг о физике и названные поэтому meta physika (метафизика);

6) так называемые практические сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права;

7) сочинения из области риторики и поэтики.

В сохранившихся произведениях Аристотеля мы находим многочисленные повторы и несоответствия, следы поправок и комментарии; следовательно, можно предположить, что они представляют собой собрание лекций и черновых набросков Аристотеля, дополненных заметками его учеников и слушателей. И если сегодня во многих случаях уже трудно распознать, что написал сам Аристотель, то целое несет отпечаток его гения, уважение внушают широта знаний и глубина его философской интуиции. Аристотель не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.

Логические сочинения Аристотеля включают 6 трактатов: «Категории», «Об истолковании мыслей», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топика», «О софистических обманах». В «Категориях» Аристотель излагает свою доктрину об основах Бытия, определяющих любой предмет. Он различает 10 категорий: «субстанция», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «сфера воздействия», «назначение» и «постижение». Центральным понятием является категория «субстанции».

«Субстанция» - это просто индивидуальный конкретный предмет, отдельный человек, конь или дерево. Категории 2-10 обозначают лишь атрибуты данных субстанций, определяют ее, точнее, представляют то, что можно сказать о субстанции. Первая категория касается предмета высказывания, девять остальных - различных заключений о нем. Помимо первичной, индивидуальной субстанции Аристотель выделял субстанцию вторичную, родовую. Подлинным предметом познания является не первичная субстанция, но вечная и неизменная вторичная. Аристотель называет ее понятийной субстанцией и отождествляет с сущностью. Она, тем не менее, проявляется в самих вещах (universalia in rebus), а не вне их, ибо невозможно отделить предмет от его сущности, как это делал Платон, противопоставляя идеи вещам, мир идей - предметному миру. Первая субстанция непрерывно изменяется от рождения до смерти, но сохраняет при этом свою индивидуальность, тождественность себе самой, развиваясь в рамках своего рода и вида.

Основой человеческого знания является чувственное восприятие: наблюдение, эксперимент и познание фактов, но сверх этого оно требует проникновения в причины. В поисках ответа на вопрос «почему?» (почему вещи изменяются, где заключена сила, позволяющая материи переходить из одного состояния в другое и творить различные предметы?) Аристотель приходит к своей доктрине о материи и форме. Каждая первичная субстанция есть синтез двух неразделимых составляющих: материи (hyle) и формы (eidos); например, статуя складывается из мрамора и образа. Если мы мысленно отделим одно от другого, то материя будет движущей силой действия, а форма - его целью. Форма изменяет материю в строго определенном направлении - в направлении максимального развития родовых черт. Эти черты разум обобщает в понятия, которые мы различаем путем дефиниции, per genus proximum et differentiam specyficam через родовую принадлежность и характерные отличия (например, человек есть существо, обладающее даром речи и разумом). В материи заключена сила, потенциальная возможность (гр.- dynamis, лат.- potentia) реализуется благодаря форме (в яйце заключена потенциальная курица, в желуде - дуб и т.д.). Противоположностью возможности является действительность (energeia). Переход от возможности к действительности называется движением. Через движение, в понимании Аристотеля, проявляется воздействие силы, он различал 4 разновидности этого воздействия, то есть 4 рода движения: перемещение в пространстве (прямое и вращательное), движение, производящее качественные изменения; движение, производящее количественные изменения (увеличение и уменьшение), а также движение, вызывающее возникновение или разрушение первичных субстанций. Источником движения является низшая форма, при этом высшая форма есть цель этого движения. Чувственно воспринимаемый мир является миром материи, формы и движения. Наряду с ним существует, однако, чистая форма и чистое действие, без какой-либо примеси материи и возможности; это аристотелевский Б-Г - Разум (Нус), существование которого основывается на осознании самого себя.

У человека его соответствием является созидательный бессмертный деятельный разум, противопоставленный пассивному, который умирает вместе со смертной душой.

В «Первых аналитиках» («Analytika protera») Аристотель представляет определение силлогизма и различает 3 его типа: научный, диалектический и эвристический. Анализирует индуктивный и дедуктивный методы умозаключения. Во «Вторых аналитиках» («Analytika hystera») он отдельно рассматривает научные силлогизмы, в «Топике» - диалектические. Последнее произведение является пособием по ораторскому искусству, объясняющим такие термины, как 10 категорий, правила несоответствия и опущенной середины, тождественность, род и вид, дефиниции и др. Трактат «О софистических обманах» («Peri aophistihon elenchon») касается эвристических суждений и обращен против искусных в парадоксах философов так называемой мегарской школы.

Среди сочинений о Природе самым значительным является трактат «Физика» (Physike okroasis) в 8 книгах. В нем Аристотель уточняет понятия, служащие ему для объяснения явлений окружающего мира, и прежде всего понятие природы (physis) и понятие движения (kynesis). Аристотель выделяет виды движения, анализирует его сущность и условия движения, понимаемого как отношение силы к материи. К физическим сочинениям Аристотеля принадлежат также работы: «О рождении и гибели» и «О небе». В первом он отделяет абсолютные рождение и гибель от тех, что связаны со смещением и изменениями. Во втором трактате он воспроизводит картину мира и вводит новый, пятый элемент - эфир. Шарообразный, вечно вращающийся мир состоит из двух частей: дольней и горней. Первая - это неподвижная земля, которую поочередно окружают три оставшиеся стихии: вода, воздух и огонь. Горняя часть мира, начинающаяся от Луны, заполнена вечным и неизменным эфиром, которому присуще вращательное движение в отличие от прямолинейного движения воды, воздуха и огня. Понятия пространства и времени находятся в непосредственной связи с движением. Аристотель не признавал пустоты, а движение понимал как взаимную смену мест.

По Аристотелю, в природе господствует целесообразность, а соображения целесообразности представляются важнейшими. Аристотелева картина мира  просуществовала в науке до времен Коперника, Галилея и Ньютона.

Чрезвычайно велики заслуги Аристотеля в области биологии. Он был сведущим и способным зоологом, интересовался сравнительной морфологией животных и эмбриологией, опирался на экспериментальный материал, различал около 500 видов животных, а его классификация животного мира не утратила актуальности до времен Линнея. Самыми значительными работами Аристотеля по биологии представляются: «Анатомия животных» («Peri zoon morion»), «Размножение животных» («Peri zооn geneseos»), «История животных» («Peri ta zoa historiai») и другие.

Среди психологических трактатов Аристотеля обращает на себя внимание объемный труд «О душе» (Peri pshyches) в 3 книгах. Аристотель приводит определение души, а затем разграничивает одушевленные тела (somata empshycha) и тела, лишенные души (somata apshycha). Одушевленные тела он делит на растения, животных и людей. Растительная, или вегетативная, душа предназначена только к питанию и продолжению рода, животная душа наделена вдобавок способностью восприятия, желания (воли) и движения, а человеческая душа - привилегией разумного мышления. Согласно Аристотелю, существует две разновидности мышления: обычное, дискурсивное мышление и теоретическое, интуитивное.

Теоретической философией Аристотель занимается в «Метафизике». Она состоит из 14 книг и является собранием трактатов. Цельные сочинения представляют собой только книги VII и VIII, рассматривающие понятие субстанции, и книга V - о многозначных словах. В книге I Аристотель разграничивает 4 принципа начала существующих вещей: форма, материя, источник движения и цель. Впоследствии он сводит их к двум основным - формальному началу (форме) и материи. Характеризуя материю, он говорит о так называемой первичной материи (prote hyle), не имеющей ни признаков, ни формы; оформленную же материю он называет конечной материей (eschate hyle). Материя и форма тесно связаны между собой в мире, который мы видим. Существует, однако, чистая форма, без примеси материи: Б-Г - Разум. ЕМУ Аристотель посвящает книги «Метафизики» и называет ЕГО Первым неподвижным источником движения, свободным от всякой материи, вечно действительной мыслью, представляющей последнее условие существования мира явлений. Его сознание определяет жизнь и существование Вселенной.

Следующая группа сочинений Аристотеля касается так называемой практической философии: этики, политики, теории государства и права. Среди этических трактатов Аристотеля наиболее известна «Никомахова этика» («Ethika Nikomacheia»), содержащая знаменитый принцип умеренности (mesotes); добродетель помещается в так называемой золотой середине между двумя крайностями; мужество, например, находится между удальством и трусостью. Аристотель делит добродетели на практические и теоретические. Теоретические добродетели интеллектуальные, связаны с так называемой теоретической жизнью (bios theoretikos), созерцательной и дающей наибольшее счастье. Эта же этика совершенства представлена в книге Х «Никомаховой этики», а также в «Эвдемейской этике» («Ethika Eudemeia»). Великая этика («Eihika Megala») не считается подлинным сочинением Аристотеля. В книгах VIII-IX «Никомаховой этики» Аристотель говорит об этике, основанной на привязанности (filia). Гражданской, общественной этике Аристотель посвятил свою «Политику», вмещенную в 8 книг. Это сборник ряда трактатов, в которых на конкретном материале существующих законов Аристотель представляет теорию справедливого государства и наилучшего общественного строя. Каждое государственное устройство хорошо, если оно обеспечивает благо всех граждан. Существуют главным образом 3 хорошие формы управления: монархия, аристократия и народовластие и 3 плохие: тирания, олигархия и охлократия. Две последние книги «Политики» представляют образ идеального государства.

Аристотель признавал четыре причины: 1) материю - пассивную возможность  становления. 2) форму (сущность), действительность того, что в материи дано лишь как возможность. 3) начало движения. 4) цель. Вся природа рассматривалась в виде последовательных переходов от «формы» к «материи» и обратно. Аристотель выделял два вида Бытия: «Возможное» и «Действительное». Противоположные стороны присущи предметам только как потенциальные возможности, тогда как «действительность» стоит выше «возможностей» и является отражением конкретного сочетания потенций двух ее сторон. С другой стороны, Аристотель отказался от платоновского метода доказательства «по кругу», когда противоположные начала определяются друг через друга.

Он настаивал на том, что не все должно быть доказуемым. Должны быть первые исходные начала (аксиомы), принимаемые без доказательства. Впоследствии аксиоматический метод Аристотеля был применен Евклидом при построении геометрии.

В материи Аристотель видел лишь пассивное начало, всю же активность приписывал «форме», к которой сводил начало движения и Цель.

Конечным источником всякого движения является Б-Г. Аристотель считал, что в основе всего материального бытия лежит первоматерия. Она вечна, не может возникать из ничего и превратиться в ничто, ее количество в природе неизменно. Опираясь на учения Эмпедокла и Анаксимандра, он полагал, что материи присущи четыре основные качества, воспринимаемые нашими чувствами и попарно противоположные друг другу: тепло и холод, сухость и влажность. Разнообразие веществ зависит от сочетания этих качеств в различных пропорциях. Комбинируя качества попарно, Аристотель приходит к четырем элементам - Огонь, Воздух, Земля, и Вода.

По представлениям Аристотеля, основные качества не связаны нераздельно с первичной материей - их можно отнимать у нее или прибавлять к ней.

Так, например, нагревая Воду, мы отнимаем у нее холод и придаем ей тепло. Вода испаряется и превращается в пар, т. е. превращается, как считал Аристотель, в Воздух. Из этого делался вывод, что один элемент может перейти в другой. Твердые тела, жидкости и газы Аристотель рассматривал как три различные субстанции, наделенные фундаментальными различными качествами, а не как различные состояния одной и той же субстанции. Переход из жидкости в газ греки трактовали как утрату одного качества и приобретение другого.

Искусство создания различных веществ сводилось, таким образом, к соединению определенных качеств.

Так, древние греки полагали, что для превращения ртути в золото необходимо лишить ее качества текучести, заменив его качеством твердости. Основной особенностью подхода Аристотеля к исследованию окружающей действительности был поиск качественных объяснений явлений природы. К количественным методам он относился насторожено и не раз критиковал пифагорейцев за то, что «они рассматривают явления не ради их самих и не ради того, чтобы докопаться до их причин, а единственно с намерением подогнать явления под свои априорные суждения и попытаться реконструировать мир».

В античной Греции только пифагорейцы придавали особое значение числу и видели гармонию в математических построениях. Для основной массы греков математика сводилась в основном к геометрии, а геометрия того периода занималась в основном изучением фигур.

Последователи Аристотеля пытались объяснить земные явления, пользуясь теми качествами, которые они считали первичными. Например, первичными они считали такие качества, как горячее и холодное, влажное и сухое. Предполагалось, что соответствующее сочетание этих качеств порождает четыре элемента: Землю, Воздух, Огонь и Воду. Так горячее и сухое в совокупности порождает Огонь, горячее и влажное порождает Воздух, холодное и влажное - Воду, а холодное и сухое - Землю. Каждому из четырех элементов присущ особый, свойственный только ему естественный вид движения: Огонь и Воздух - стремятся к небу, Земля и Вода тяготеют к центру мироздания. Аристотель рассматривал также и вынужденные движения, которые возникают, когда одни тела соударяются с другими.

Б-Г, по Аристотелю, - это обезличенная Сущность Бытия, которая Пронизывает своим Светом все стихии сверху вниз, но Свет затухает в толщах Естества и доходит до людей в искаженном виде, отсюда - зло. ТОГО, Кого Платон называл ЕДИНЫМ и БЛАГИМ, Аристотель называл УМОМ и Бытием всего Сущего.

Аристотель допускал возникновение живого тела из мертвого в результате абиогенеза (самопроизвольного зарождения), но только для растений, рыб, насекомых и мелких позвоночных. Однако птицы, млекопитающие и тем более человек могут появиться только в результате биогенеза - зарождения живого от живого. Одним из лавных источников аристотелева мышления явилось наблюдение эмбрионального развития - высокоорганизованного процесса, в котором взаимосвязанные, хотя и внешне независимые, события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающемуся зародышу всякая аристотелева природа построена на конечных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности.

Во многих древних цивилизациях пространство, где протекает жизнь простых смертных, обособлено от обители богов. Мир разделен на «дольнее» - окружающую человека среду, где все подвержено игре случая и имеет свой век и все обречено, в конечном счете, на гибель, и «горнее» - священное пространство, где все исполнено высшего смысла, чуждо всякой случайности и вечно. Именно по таким признакам Аристотель противопоставлял надлунному миру небесных светил подлунный мир окружающего нас естества. Эта противоположность имела решающее значение для оценки Аристотелем возможности количественного описания природы.

Движение небесных тел, по Аристотелю, неизменно и поддается точному вычислению, а для хаотичного подлунного мира допустимо лишь приближенное описание.

Космос в учении Аристотеля ограничен и конечен. В центре мира расположена Земля, вокруг которой вращается Небо со всеми ее светилами. Все тяжелые тела стремятся к центру Земли, а к Небу, напротив, устремляются легкие по природе стихии. Подлунный мир хаотичен и состоит из четырех элементов: Земли, Воды, Воздуха и Огня. Надлунный мир гармоничен и состоит их 5-го элемента - эфира. Эфир значительно тоньше подлунных стихий и потому служит материей для небесных тел. Надлунный мир населен небесными телами, совершающими естественное круговое движение. Из-за конечности аристотелева космоса только круговое движение, по его мнению, может продолжаться бесконечно долго. Только шар может, прибывая во вращательном движении, занимать при этом совершенно то же самое место. Следуя этим принципам, Аристотель внес противопоставление Естественного (Природного) и искусственного (дела рук еловеческих). Все, что носило приставку «техне» и было продуктом жизнедеятельности человека, Аристотелем не признавалось входящим в круг рассмотрения философии. В частности, механика не считалась им частью философского знания, а признавалась как разновидность искусства.

Аристотель выделял четыре вида движения:

1) в отношении сущности - возникновение и уничтожение;

2) в отношении количества - рост и уменьшение;

3) в отношение качества - прогресс и деградация;

4) в отношении места - перемещение.

Аристотель первым создал философское учение, провозгласившее, что пространство, время и материя суть различные компоненты опыта. Материя существует и движется в пространстве и во времени. Следуя Аристотелю, человечество привыкло воспринимать пространство и время как независимые фундаментальные компоненты Мира, существующие независимо от материи. Этих взглядов придерживался и Ньютон.

На знаменитой картине Рафаэля «Афинская школа» Платон указывает перстом в небо, а Аристотель простирает руку к земле. На самом деле Аристотель во время 20-летнего периода обучения в Платоновской Академии глубоко почитал своего учителя. В полемику он вступал лишь с учениками Платона в более поздний - ликейский период жизни.

Демокрит (около 460 - 371 гг. до Р.Х.), выходец из Абдера (Фракия), все доставшееся ему наследство потратил на свое обучение. Он много странствовал по Греции, учился у сына Пифагора Аримнеста. Путешествовал в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, общался с гимнософистами Индии, был в Эфиопии. При этом он основательно изучил античную натурфилософию, познакомился с восточной мудростью. За свою жизнь Демокрит написал около 70 произведений по физике, математике, медицине, астрономии, этике.

Демокрит развил и популяризировал идеи атомизма, полученные им от мидийских учителей жреческой касты, обладавших знаниями, хранящимися в недрах арийских и семитских племен. Согласно этим идеям различается два типа «неделимых»: элементы вещества (атомы) и элементы пространства и времени (амеры).

Демокрит признавал существование двух начал: Бытие и Небытие. Он исходил из чувственного опыта, что есть тела и пространство (пустота) между ними. Пустота отделяет одно тело от другого. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частички), невидимые в силу своей малости. Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина. Количество атомов бесконечно, как бесконечна и пустота - вместилище атомов. Атомы отличаются по величине и по форме, от этого зависят свойства тел, в состав которых они входят.

Итак, материя, по Демокриту, состоит из мельчайших неделимых частиц - атомов, которые, в свою очередь, находятся среди более мелких частиц пространства - амеров. Амеры не имеют ни верха, ни низа, ни права, ни лева, но тем не менее имеют минимальную длину.

Подкупает логической завершенностью следующее рассуждение Демокрита: «Если разделить, например, яблоко на две половины, затем одну из них еще на две части и продолжать деление таким образом до тех пор пока результат деления перестанет быть яблоком, то мельчайшая частица, которая все еще сохраняет свойство яблока, является атомом яблока (т. е. неделимой частью яблока)». Теперь мы знаем, что такими свойствами обладают не атомы, а молекулы вещества, но это не уменьшает значимость данного рассуждения Демокрита.

Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материальных тел. Он полагал, что атомы находятся в вечном движении и без этого существовать не могут. Демокрит выделял три формы движения атомов:

1. Хаотическое движение, при этом атомы движутся прямолинейно, но во всевозможных направлениях.

2. Вихревой поток, атомарный вихрь, создающий условия для объединения однородных атомов и разъединения разнородных. Тем самым обосновывается закон тяготения подобного к подобному. В процессе атомарного вихря создается мироздание.

3. Третья форма движения - испарение (исчезновение атомов) и превращение их в запахи и ароматы.

Демокрит считал, что у всего происходящего в мире имеется причина: случайность - лишь кажущаяся. Если раскрывать причину каждого события, то случайность превращается в необходимость. Чувственное познание, по Демокриту, - это результат воздействия атомов. Например, зрительный образ появляется в процессе «отделения» от вещей их микроскопических копий, образов, форм (флюидов). Флюиды попадают в глаз, и там формируются зрительные образы. Рациональное знание, по Демокриту, есть продолжение чувственного опыта. Разум - более тонкий зрительный орган, обладающий логическим зрением.

Позднее Эпикур (около 341-270 гг. до Р.Х.), продолжая атомистику Демокрита, развил новую теорию движения атомов. По Эпикуру, атомы могут отклоняться от прямолинейного движения, что привело его к идее самодвижения и случайных столкновений атомов.

Античная философия развивалась под влиянием греческой мифологии и достигла своего предела в этом типе мировоззрения. Она выполнила свое предназначение, уступив место новому типу мировосприятия - христианскому и выросшей на его основе христианской философии. Если античные философы считали основой Бытия чувственно-материальный Космос, то христианство видело это бытие в абсолютной личности Б-ГА, ТВОРЦА, Вседержителя, Который Все Творит и Всем управляет, включая и Космос.

Фалес, когда его спросили, Кто Самый СТАРШИЙ из Сущего, ответил: “Б-Г, поскольку ОН Нерожденный”. Сократ, когда его спросили, Кто есть Б-Г, ответил: “Бессмертный и Вечный”. Гермес, когда его спросили, Кто есть Б-Г, ответил: “ТВОРЕЦ Вселенной, УМ самый Мудрый и Вечный”.

Гаухман М. Х. «Алгебра сигнатур», Москва, 2004

Фрагмент из главы «Представления о материи. Достижения древнегреческой мысли»

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.