Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Достижения древнегреческой мысли

Первые умозрительные построения греческих мыслителей (досократиков) были во многом позаимствованы из мифа Гесиода о сотворении мира. Миф Гесиода повествовал о начальном отделении Неба от Земли, страсти, разжигаемой Эротом, рождении первого поколения богов и образовании обособленных космических сил, разладах и распрях, серии расправ и актов мести и, наконец, наступлении стабильности при мудром правлении Зевса и при неусыпном контроле богини правосудия Дике. Досократики на протяжении нескольких поколений обсуждали и подвергали критическому анализу процесс становления Порядка из Хаоса. Они, как и мы ныне, пытались осознать, почему однородное состояние теряет устойчивость? Почему потеря устойчивости приводит к спонтанному дроблению на устойчивые структуры? Почему вообще существуют вещи? Являются ли они хрупкими и бренными продуктами нарушения равновесия между противоборствующими силами Природы. Принято считать, что начало рациональной греческой философской мысли положил Фалес Милетский (625-547 гг. до Р.Х.). Фалес из Милета (древнейший греческий центр в Малой Азии) прошел путь от удачливого торговца оливковым маслом до законодателя. Он бывал в Египте, Ассирии, Вавилоне, где познакомился с сакральными знаниями восточных школ. Фалес уловил устойчивую тенденцию к сведению всего многообразия явлений и вещей к единой основе (первостихии), которой он считал жидкость (влажную природу). Фалес отличал душу от тела и считал душу материальной сущностью. Душа, по Фалесу, - это движущее начало всех явлений природы. Мир населен богами (т.е. душами), которые являются источниками движения вещей, действующими Силами Мира. Фалес преуспел и в математике, и в геометрии, и в астрономии. В учении Фалеса, как отмечал Ницше, нашли отражение три философские идеи. Во-первых, это идея о материальной основе всех вещей, во-вторых, это требование рационального подхода без ссылок на мифы и, в-третьих, убеждение в возможности понять мир исходя из единого исходного принципа. 

Фалесу принадлежит идея измерения высоты египетских пирамид с помощью палки. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды.

Фалес впервые привел доказательство ряда геометрических теорем. Таким образом, он превратил древнюю и священную ученость в предмет споров и доказательств. Рационально мыслящие греки подхватили идеи Фалеса, вскоре философия стала почетным занятием греческой элиты, своего рода видом спорта. Другой представитель Милетской школы Анаксимандр (ок. 611 - 545 гг. до Р.Х.) расширил представление о началах всего сущего до понятия первоначала («архе») - единой, первичной, беспредельной и бессмертной (т.е. не стареющей) субстанции. Иначе говоря, это неопределенная материя (апейрон) - вещественное начало, лишенное границ. Из апейрона возникают все миры, потому Анаксимандр назвал его Б-жественным. Первостихия (апейрон) превращается в Стихии «Земля», «Вода», «Огонь» и «Воздух», а те переходят друг в друга. Из стихий возникают вещи, в то же самое они и возвращаются. Вещи нечестивы, поэтому они несут наказание друг от друга в установленное время. Бoжественный апейрон не только дает начало стихиям, но и ограничивает их возможности, оставаясь как бы нейтральным в общемировой борьбе. По Анаксимандру, все события в мире пребывают в непрерывной борьбе теплого и холодного, примером чего является смена времен года.Вслед за Милетской школой в древней Греции начали развиваться и другие философские центры, важнейшим из которых стала пифагорейская школа. Пифагор (580-500 гг. до Р.Х.) уроженец острова Самоса. Предания гласят, что Фалес Милетский, самый знаменитый из семи мудрецов, склонил его плыть в Египет, к жрецам Мемфиса. Там Пифагор постигал движение светил, толкование снов, причины затмений и равноденствий, узнал о времени и календаре. Пифагор - это прозвище, означающее «Убеждающий речью». Он обладал феноменальной памятью, позволявшей ему сохранять колоссальный объем информации без записей. Пифагор утверждал, что он спускался в Аид (Ад) и пробыл там 207 лет. В Аиде он видел, «как за россказни о богах душа Гесиода стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена среди змей». Эти 207 лет считаются «психогоническим числом пифагорейцев», оно указывает на время между двумя перевоплощениями человеческих душ (по другим версиям - 216). Другое предание гласит, что Пифагор во время первого своего воплощения был сыном Гермеса Трисмегиста и просил у него сохранить ему память после смерти. В результате в течение 216 лет Пифагор имел несколько человеческих воплощений и смертей и все эти жизни и посмертный опыт он помнил. Интересно, что Данте Алигьери (1265-1321), прошедший все круги Ада, тоже видел там «осиянного величием» Гомера и других поэтов и философов.Война прервала учебу Пифагора в Египте. Когда персами было разграблено святилище Нейт, вместе с другими жрецами был взят в плен и Пифагор, поразивший завоевателей красотой и силой. Пифагор был угнан в Вавилон, где он постиг учения халдеев о тайнах исчислений, о звездных кругах и циклах. За глубокие познания он был посвящен в таинства древних мистерий. Там он видел Вавилонскую башню. Тогда же Пифагор посетил халдея Заратустру, правившего в то время Варой (обителью праведных). Заратустра изложил Пифагору суть своего учения, согласно которому есть две изначальные причины всего: «Отец и Мать, Отец - Свет, Мать - Тьма. Части Света - горячее, сухое, легкое, быстрое. Части Тьмы - холодное, влажное, тяжелое, медленное. Из Них - Женского и Мужского Начал - и состоит весь Космос».Время пребывания Пифагора на Востоке совпадает с возвращением иудеев из вавилонского плена. После указа царя Кира в 537 г. до Р.Х. многочисленные караваны двинулись в Иерусалим. Есть мнение, что с одним из таких караванов Пифагор попал в Иудею, где он глубоко постиг тайны ТОРЫ.

Спустя годы Пифагор, наполненный знанием, вернулся в родной город Самос. На родине он основал религиозно-философскую школу, где преподавал свое математическое учение, акустику, гармонию небесных сфер, посвящал в тайны жизни и переселения душ. Пифагор был аскетом и служил ученикам эталоном нравственности. Главным в его делах было служение Истине, «ибо только это приближает людей к Б-ГУ. Ведь он от магов знал, что Б-Г, которого они называют Армаздом, Телом подобен Свету, а душою - Истине».

Когда власть в Самосе захватил тиран Поликрат, мудрый Пифагор покинул город. Поселившись в Кротоне - греческой колонии на юге Италии, основал кротонское братство (пифагорейский союз). Деятельность союза была окружена тайной. По традиции его члены приписывали все свои достижения Пифагору.

Пифагор придавал большое значение числу. Он утверждал, что «Все есть Число и все из Числа». Исследуя числа, он явился основателем математики как научной дисциплины. Он говорил: «Все веши суть числа», выделяя лишь одну сторону в понимании мира - измеряемость. Пифагорейцы видели начала всех вещей не в Стихиях - Воде, Воздухе, Огне и Земле, а в числах. Они утверждали, что: «Б-Г - Великий Геометр, Творит геометрически», и через очисленную геометрию они ощущали живую диалектику природы.

Пифагорейцы рассматривали деление как разделение Единого на части, у которых остаются все основные свойства Единого. Разделение должно быть произведено таким образом, чтобы из частей вновь можно было бы сложить Единое целое. При таком подходе Единое живет и проявляется в составных частях. Объединение сходных признаков дает вид, объединение сходных видов дает род, общие роды восходят к Единому. Из этой структуры пифагорейцы выводили свойства Чисел. В зависимости от того, сколько частей образуется при разделении Целого, дается качественная характеристика чисел. Числа поделены на три категории: Несовершенные, Совершенные и Сверхсовершенные. Чтобы выяснить принадлежность числа к той или иной категории, надо расчленить его на части, входящие в первую декаду (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Разделять следует так, чтобы получались целые числа. Сами числа подразделялись на три вида:

- Несовершенные - такие числа, сумма частей которых меньше целого. Например, число 8 несовершенно, т.к. его половина = 4, одна четверть = 2 и одна восьмая = 1. При этом 4+2+1=7<8.

- Совершенные - такие числа, сумма частей которых равна целому. Например, число 6 делится без остатка на 2, 3 и 1. В этом случае имеем 2+3+1=6.

- Сверхсовершенное - это такие числа, сумма частей, которых больше целого. Первое такое число12. Оно делится на 1, 2, 3, 4, 6, но 1+2+3+4+6=16>12. Такими же являются числа 18, 20, 24, 30, 36, 40, 72,…

Пифагор применял эту систему счисления на практике. Например, он, разделив целую струну на 12 частей, получил гармонию первых совершенных (благозвучных) созвучий - октаву, квинту и кварту. Любое другое деление «противно природе».

Тетрактида, перерастающая в декаду (1 + 2 + 3 + 4 = 10), возникая из Первоединого, проявляется в четырех геометрических формах: точка (1) , линия (2), треугольник (3), квадрат (4) и образует высший Мир, которому гностики дали имя Плерома (Полнота). В этой фигурности последовательно сформировались 10 антиномий (сизигии): нечет - чет, мужское - женское, высокое - низкое, право - лево, переднее - заднее, прямизна - кривизна, покой - движение, бесконечное - конечное, свет - тьма, Добро - зло; а также четыре первостихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля. Вихревой цикл смыкал Начало, Середину и Конец. Смысловое богатство Плеромы гностиков неисчерпаемо.

Предание гласит: «Ужас охватил Пифагора, когда он постиг иррациональность», что не все можно выразить точным числом. Осознание иррациональности как принципа Универсума и ныне вызывает смятение умов.

Космологическая теория чисел, которую Пифагор узнал от египетских иерофантов, одна только в состоянии примерить две единицы - дух и материю и может продемонстрировать одна другую математически.

Священные числа Вселенной в своих эзотерических комбинациях разрешают эту великую проблему и объясняют теорию излучений и циклы эманаций. Низшие категории до того, как развиться в высшие, должны быть эманированы из высших духовных категорий, а когда они достигнут поворотного пункта, должны снова слиться с бесконечным («Разоблачение Изиды»).

Числовая пропорция и регулярность в материальных процессах, открытые Пифагором, знаменуют важнейший этап в развитии западной цивилизации.

В сферу интересов пифагорейцев входили научные исследования и религиозно-философские изыскания. Они называли собственные исследования «математа», что означает «науки» и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Главной считали арифметику, лежащую в основе всех наук. Пифагорейцы впервые абсолютизировали понятие «количество», оторвав числа от материальных вещей. Они пошли дальше, утверждая, что количественные соотношения отражают сущность вещей.

Пифагор учил: «Одна музыкальная струна издает звуки такие же, как и другая струна двойной длины, если сила ее натяжения в четыре раза больше первой. Другими словами, чтобы музыкальная струна звучала в унисон с более короткой струной того же рода, ее сила натяжения должна быть увеличена пропорционально квадрату ее длины. Подобно этому - учил Пифагор, - чтобы тяготение одной планеты было равно тяготению другой, более близкой к Солнцу, оно должно быть увеличено пропорционально своему расстоянию к солнцу.

Если предположить, что от Солнца к каждой планете проведены струны, то для достижения созвучия пришлось бы увеличить или уменьшить силу натяжения сообразно силе притяжения каждой из них». Из этого сходства отношений Пифагор извлек учение о гармонии сфер.

Геометрические изыскания пифагорейцев увенчала теорема Пифагора, значение которой невозможно переоценить и ныне. Для человечества великая «теорема Пифагора» означает, что в основе мироздания заложена познаваемая гармония.

Открытие теоремы Пифагора окружено ореолом легенд. Прокол, комментируя последнее приложение 1-й книги «Начал» Евклида, писал: «Если послушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору; рассказывают, что он в честь этого события принес в жертву быка». Михаил Ломоносов по этому поводу писал: «Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевсу принес в жертву сто волов». Софья Ковалевская в ответ на проволочки в принятии решения о ее включение в преподавательский состав университета из-за того, что она женщина, саркастически шутила: «Пифагор за открытие известной теоремы принес в жертву сто быков. С тех пор быки боятся новшеств».

До пифагорейцев эта теорема была известна китайским мыслителям как факт для некоторых частных случаев. Если бы пифагорейцы не сделали ничего, кроме доказательства этой теоремы, то и этого бы хватило, чтобы вписать имя Пифагора в золотые анналы истории человечества. Мы же ныне находим, что Пифагор стоял у истоков не только геометрии, но и спектрального анализа, и суперструнной теории квантовой гравитации. Несколько видоизмененная теорема Пифагора лежит в основе всей современной физики и математического анализа.

Изощренней стали лишь математические приемы, а идейная основа осталась пифагорейской. «Все из Числа», - поскольку Всемогущий Б-Г, ТВОРЕЦ есть Едино-Один. Пифагорейское учение предполагает, что мир не только возник из Числа, но и управляется посредством чисел. Но нужно помнить, что у пифагорейцев и в последствии у Платона алгебра и геометрия еще неразделимы: в их философиях числа и геометрические основания образуют неразлучное единство. Единица - это точка; движение точки рождает отрезок - это два; движение отрезка порождает поверхность (треугольник, три); движение поверхности рождает объем (тетраэдр, четыре). Эта священная тетрада (четверица), дающая в сумме декаду (1+2+3+4=10) пифагорейцами была положена в начало всего. На священной тетраде они приносили клятву, а занятие математикой считали сакральным действием спасения души.

Две основные противоположности Мироздания (подобные китайским началам Инь и Ян) отображались в пифагорейском учении через четные и нечетные числа. В этом смысле в их учении присутствовали элементы диалектики (науки о движении, основанной на анализе единства и борьбы двух взаимосвязанных противоположностей). Пифагорейцы полагали, что Нечет - причина предела и форма границ, а Чет - исток бесконечности, расплывающейся аморфности. Единица есть то, из-за чего вещи остаются едиными, сохраняют прочность и целостность. Единица во всем, что состоит из частей, она объединяет их и сообщает им «единодушие».

Четное число, напротив, по своей сущности «двоичное», а присущие «двоице» свойства тяготеют к низменному, неверному, расслабляющему, болезненному - злому. Оно легко разделяется на равные «крайности», но не имеет середины, вместо нее зияет «неисчислимая пустота» - знак несовершенства и порочности. При последовательном приближении к единице четные числа нарушают единство и порождают случайные, произвольные формы: 1 + 2 = 3 (треугольник), 1 + 4 = 5 (пятиугольник, пентаграмма), 1 + 6 = 7 (семиугольник, семиконечная звезда магов).

Напротив, нечетные числа преисполнены достоинств, самая замечательная - единица (Начало), она присутствует всюду. Нечет стремится к высшему и правильному, он объединяет и укрепляет, знаменует здоровье и Добро. При делении на два у нечетного числа образуется Монада - знак ума и связующая сила, что объединяет противоположности. Сама по себе Монада (единица) есть начало всех чисел. Природа ее Четно-Нечетная, поскольку ее  прибавление к любому значению сразу меняет Чет на Нечет и наоборот - Нечет на Чет. Пифагорейская философия усматривала в каждом существе свое сокровенное Число в геометрической Форму.

Кроме антиномии «Четное-Нечетное» пифагорейцы выделяли еще одну, связанную воедино противоположность - «предельное-беспредельное». «Предельное» (конкретное) как бы вдыхает в себя «беспредельное» (окружающую «Пустоту»), в результате чего возникает множественность вещей. Аналогично числовой ряд понимался как вычленение «предельного» из «беспредельного».

Пифагорейцы доказывали, что все вещи существуют лишь благодаря Числу, ибо оно есть душа, которая оформляет и управляет материей. Это Эйдетическое Число не скалярная величина, а некий скрытый вектор. Поэтому пифагорейцы связывали познание природы с измерительным искусством, а благополучие жизни - с постижением тайн Чисел-Эйдосов и правильным выбором между Четом и Нечетом. Человеческое счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства Числа.

Пифагорейцы, а затем и платоники полагали, что: «Б-Г творит геометрически, используя сразу все антиномии», и в частности антиномию «точка - шар». Развернутая декада выражает логику становления: Точка-Монада последовательно проходит 9 этапов преобразований в идеальные фигуры, и на десятом этапе возникает новое подобное Точке качество - Шар. Самовращающийся шар воплощает замкнутую самодостаточность - итог развития. При этом 9 есть священное число полноты Бытия и становления. Следующее за девяткой число 10 несет уже в себе новое качество, включающее в себя всю девятеричную полноту, при сохранении подобия исходной 1 (монаде). Таким образом, Эйдетические Числа и Идеальные геометрические Фигуры приведены в полное соответствие.

В области астрономии пифагорейское учение произвело истинный переворот, провозгласив шарообразность Земли, что по тем временам было дерзким нововведением, Пифагор полагал, что Земля должна быть шаром, т.к. Солнце и Луна шарообразны. Аристотель позже согласился с ним, исходя из наблюдений за лунными затемнениями, поскольку Земля отбрасывала на Луну изогнутую тень. В письменном виде эта идея шарообразности нашей планеты впервые была изложена Парменидом (около 500 г. до Р.Х.), учеником Пифагора.

По всей видимости, представление о шарообразности Земли не было какой-то тайной на Ближнем Востоке задолго до Пифагора еврейский пророк Исаия (? 745 - 695 гг. до Р.Х.) учил: «…ОН Есть ТОТ, КОТОРЫЙ Восседает над кругом земли, и живущие на ней как - саранча. ОН распростер Небеса как тонкую ткань и раскинул их как шатер для житья» (Библия, Исаия, 40: 22). Ивритское слово «хуг», переведенное здесь как «круг», может означать еще и «сфера».

Пифагор считал сферу наиболее совершенной из геометрических тел. Он считал, что, по-видимому, и вся Вселенная в целом также сферична.

У пифагорейцев, так же как и у индийских браминов, халдейских магов, египетских жрецов и еврейских мудрецов ТОРЫ, в основе учения были заложены «Семеричные ритмы». Семерка являлась священным знаком чистоты и девственности, крепости, здоровья и высшей Мудрости. Семь этапов заключают в себе высшее Начало, универсальный закон Б-ЖИЙ.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения через познание и поиск Истины. Путь познания ведет к единению души человека с Б-ГОМ. Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрет через число».

Проблемы описания движения на основе развиваемой пифагорейцами целочисленной природы Мира, нашли отражение в известных апориях Зенона (V в. до Р.Х.). Утверждают, что всего было 45 апорий, но до нас дошли только 9: «Дихотомия», «Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий» и др. Впоследствии Аристотель нанесет еще один ощутимый удар по пифагореизму. В отличие от пифагорейцев и платоников в учении Аристотеля числа характеризуют не сами объекты мира, а лишь отношения между ними. Данное обстоятельство позволило Аристотелю оторвать числа от конкретных понятий и унифицировать их применение для разных сочетаний объектов. В соответствии с этим, например, единица оказалась присуща разным объектам, в зависимости от того, с чем производилось сравнение.

Судьба Пифагора и его учения - ярчайшее выражение борьбы идей. После разгрома пифагорейского союза тяжелая участь постигла почти всех его учеников, но их старания предопределили пути развития европейской мысли.

Гаухман М. Х. «Алгебра сигнатур», Москва, 2004

Фрагмент из главы «Представления о материи. Достижения древнегреческой мысли»

One Response to “Достижения древнегреческой мысли”

  1. admin Says:

    ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ КНИГИ:

    «Алгебра сигнатур» посвящена проникновению в тайны Мироздания через погружение в зияющую пропасть между Каболой и Наукой. На страницах данной книги исследуется структура элементарных частиц, вскрывается суть понятий «масса» и «спин», исследуется природа гравитации, ищется связь между метрико-динамическими состояниями естественной протяженности окружающего нас мира и символами ТОРЫ. Это не законченная теория – это лишь объединение предпосылок к ее созданию. Книга предназначена для бескорыстных душ, жаждущих Истины во исправление Миров.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.