Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

В словарь

ПЕДАГОГ

“Каждое время считает себя единственным и отчасти право. В каждом времени есть то, чего никогда ещё не бывало и никогда уже не будет”, - писал Д. С. Мережковский. Вступая в новое тысячелетие и новую эпоху, мы всё более убеждаемся в том, что всегда чувствовали великие мистики всех времён: человек является неотъемлемой частью универсальной космической системы, и возможно - наиболее важной её частью.

Вся структура мироздания пронизана принципом иерархичности. Взаимопроникновение миров различного уровня, их эволюция и, прежде всего, духовное развитие, осуществляется по принципу учительского участия  высших формаций в становлении низших. Отражение этого закона в условиях Земной Школы проявляется на всех уровнях, начиная с простых взаимоотношений родителей и детей, кончая высшим воздействием духовных учителей на человечество в целом.

Одной из основных черт нашего характера является то, что, узнав что-то новое, мы всегда стремимся поделиться этим знанием с другими людьми, часто не задумываясь над тем, насколько хорошо мы будем поняты. Беда в том, что достигнув какого-либо результата, мы весьма скоро забываем об усилиях, затраченных на это понимание. И чем возвышеннее объект постижения, чем совершеннее метод познания (а эзотерика - это скорее метод, чем наука), тем труднее его выразить словами. Поэтому начну с общеизвестной формулировки понятия педагог.

Слово ПЕДАГОГ в переводе с греческого означает ведущий ребёнка в школу. Первоначально так называли раба или слугу, отводившего в школу и следившего за детьми. Позднее это слово стало обозначать воспитателя вообще.  Понятно, что оно несёт на себе клеймо принудительного труда (не по призванию, а по принуждению), что бывает весьма заметно при рассмотрении состояния современной  педагогики в России.

Влияние конкретного звучания слова и его смысла на формируемый образ через подсознание самоочевиден. Поэтому мне больше нравится слово учитель. Оно является однокоренным к словам ученик, учение (обучение), т. е. связанно воедино как с объектом воздействия, так и с самим процессом. Кроме того, архетипическим здесь является понятие Духовный Учитель (Мастер).

В высшем (эзотерическом) смысле слово Педагог нужно трактовать как - Вводящий в Храм  Знания.

Важность именно такого подхода к понятию слов педагог, учитель, наставник, подчёркивали в своих работах Георгий  Гурджиев, Рудольф Штайнер, Микаэль Айванхов, Антуан де Сент-Экзюпери, и другие эзотерики, - те, кто непосредственно уделяли внимание проблемам человека и его духовного становления.

Современный подход к образованию, на мой взгляд, сильно ограничивает формирование гармоничной личности. Во-первых, он во многом механичен. Во-вторых, боязнь отступления от традиционных материалистических воззрений, давно себя исчерпавших, не дают ребёнку правильной информации о мире. “Законы этики, эстетики и морали усваиваются почти автоматически и внешне. Это происходит оттого, что внутренняя жизнь и душевное развитие ребёнка, в основном, предоставлены сами себе”. Г. И. Гурджиев говорил о том, что наша мораль имеет чисто теоретический характер. То же и с информацией. Только то, что пронесено через чувственное восприятие, даёт основу истинным знаниям, которые с возрастом углубляют наше понимание и правильно формируют нашу индивидуальность.

Поэтому настоящий учитель, в какой бы области он ни работал, - это, прежде всего, человек, знающий универсальные законы и живущий по ним, способный раскрыть их для ребёнка в максимально доступной для его возраста форме. “Вдохнуть в образование жизнь” - таков сегодня эзотерический смысл преподавательской деятельности на всех уровнях.

Первое, что здесь должно учитываться, это интересы и наклонности самого ребёнка, хотя понятно, насколько сложен в условиях современной школы индивидуальный подход. И второе, - ничто не должно даваться в готовом виде. Гурджиев писал: “Можно только подбросить идею, руководить или учить косвенно, вести к цели, начиная издалека. Я никогда не преподаю непосредственно, иначе мои ученики не учились бы. Потому что, если что-то сказано ребёнку прямо, он получает воспитание механически, и позже проявляет себя тоже механически. Такое проявление и поступки человека, которого можно назвать индивидуальностью - разные вещи разного качества. Первое создано, последнее - создаёт”.

В общем смысле, целью любых учебных заведений должна быть подготовка молодых людей к самой жизни и её испытаниям.

Кроме того, необходимо помнить, что человек - существо не только живущее в биологическом пространстве, но в большей степени принадлежащее пространству культуры, определяемому вечными ценностями, выработанными цивилизацией. И именно духовное воздействие на сознание формируемого организма является определяющим в его внутреннем  становлении.

Послушаем голос духовного мастера ХХ века - Антуана де Сент-Экзюпери: “…Создавая человека, не заботься о знаниях, - что толку, если он станет ходячей энциклопедией, - поднимайся с ним со ступеньки на ступеньку, чтобы видеть не отдельные вещи, а картину, созданную тем Божественным узлом, который один только и способен связать всё воедино. Ничего не жди от вещей: они обретают голос, став знаком чего-то большего, и сердцу внятен только такой разговор”.

Представитель антропософской школы (антропософия - дословно: мудрость о человеке) Рудольф Штайнер считал, что не общие фразы вроде “гармоническое развитие всех сил и способностей” и тому подобные могут служить основой истинного воспитания, а только лишь действительное знакомство с человеческой природой. “В искусстве воспитания требуется знание всех частей человеческой сущности и того, каким образом каждая из них развивается в отдельности. Необходимо знать, на какую часть человеческой сущности надо воздействовать в том или другом возрасте и как сделать это воздействие целесообразным”.

Подражание и пример - вот два магических слова, которыми определяется воздействие на ребёнка до 7-илетнего возраста. И главное - непритворная любовь и атмосфера открытости и искренности.

До 14-тилетнего возраста у подростка формируются привычки, характер, темперамент и память. Поэтому в этот период очень важны правильные смысловые образы и символы. Только так наклонности ребёнка войдут в нужное русло. Исторические примеры и авторитеты здесь особенно значимы. Совсем не случайно стала крылатой фраза А. С. Пушкина: “Нет ничего более поучительного, чем следить за жизнью великого человека”. А Р. Штайнер писал: “Великие исторические образы могут направить совесть и ум гораздо действеннее, чем отвлечённые нравственные правила”.

И ещё одно очень важное, на мой взгляд, замечание: с ребёнком нужно говорить “на равных”. Педагог должен быть тактичным и требовательным одновременно. Авторитет его как воспитателя и компетентность как учителя  должны стать проводниками того духовного образца, по которому молодой человек захочет выстраивать себя, чтобы в дальнейшем гармонически и в полноте войти в единую мировую систему.

И, наконец, школа должна подвести ребёнка к самостоятельному мышлению, пробудить в нём интерес к Высшим Знаниям по принципу Экзюпери (”Я напою тебя жаждой и укажу, где источник”). Необходимо, чтобы растущий человек научился воспринимать тайны природы и законы жизни не через рассудочные понятия, а в виде символов. Правильное мышление определяется свойствами реальности.

Исходным здесь является положение, известное всем мудрецам древности, - мир двойственен, а точнее - мир двуедин. Свет - тьма, активное - пассивное, мужское - женское и т. д. Символически это запечатлено в двух колоннах (чёрной и белой) в древнеегипетских храмах. Шахматная доска несёт ту же смысловую нагрузку, две полвины китайского знака Великого Предела (инь и ян), две змеи в жезле Кадуцее. Здесь перечислены основные символы, которые использует эзотерика при описании законов мироздания. Все основные школьные предметы являются базисом для изучения гностических ключей, открывающих двери к тайнам материальной и духовной Вселенной. Поэтому тем, кто занимается педагогической деятельностью просто необходимо быть в курсе того, что думали и знали о данном предмете высочайшие умы, жившие в разные времена и эпохи. Так как сегодня совершенно очевидно, что человечество открывает новое, постепенно возвращаясь к “утраченной” древней мудрости.

Совершенно особую роль в процессе формирования человека играли и играют те, кого называют духовными учителями человечества. Их идеи и воззрения, сила их личности, беззаветная преданность Истине придают земной инерционной системе качественно новые импульсы для развития. Красота их слова и полёт  мысли вряд ли оставят кого-нибудь равнодушным:

“Тогда просил учителя:
- Скажи нам об Учении.
И он сказал так:
- Ни один человек не откроет вам больше, чем то, что уже лежит в полусне рассвета вашего знания.  
И учитель, прохаживающийся в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить.
Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведёт вас к порогу вашего собственного ума.
Астроном может говорить вам о своём понимании пространства, но не может дать вам это понимание.
Музыкант может передать вам ритм, которым наполнено всё пространство, но не может дать вам ни ухо, которое улавливает ритм, ни голос, что вторит ему.
И посвящённый в науку чисел может сказать о мире весов и мер, но не может ввести вас туда.
Потому что прозрение  одного человека не простирает крылья свои на другого.
И как каждый из вас стоит в одиночку пред Богом, так каждый должен быть одинок и в своём знании Бога ив своём понимании Земли”.

                                           (Халиль Джебран “Пророк”)

В заключении мне хочется вспомнить имя ещё одного замечательного человека, мыслителя и гуманиста - Пьера Тейяра де Шардена. Его эволюционные и философские воззрения стали известны в России после того, как вышел в свет русский перевод его книги «Феномен человека».

“Когда человек узнал, что судьба мира в нём самом, - пишет в своём труде Тейяр де Шарден, - он понял открывающееся перед ним безграничное будущее, в котором никто не может затеряться! Сознание, проявляемое с очевидностью в человеке, имеет космическое распространение и окружено ореолом, продлевающим его в пространстве и времени беспредельно. … Человек незаменим, и нам нечего бояться. Сколь бы невероятной ни была для него перспектива, он должен достигнуть конечной цели, несомненно, не по необходимости, но неминуемо!”

                                          И. Стрелецкая

Статья написана для «Учительской газеты» в 2000 г.

Перейти на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУhttp://aquarius-eso.ru/

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.