Д. С. Мережковский
ЖИЗНЬ ДАНТЕ
Гл. V. Ересь любви
«Я полагаю, что никогда никакой Беатриче не было, а было такое же баснословное существо, как Пандора, осыпанная всеми дарами богов, по измышлению поэтов», - это говорит поздний, XV века, и плохо осведомленный, только рабски повторяющий Боккаччо и Леонардо Бруни, жизнеописатель Данте Джиованни Марио Филельфо. Первый усомнился он в существовании Беатриче. В XIX веке сомнение это было жадно подхвачено и, хотя потом рассеяно множеством найденных свидетельств об историческом бытии монны Биче Портинари, так что вопрос: была ли Беатриче? - почти столь же нелеп, как вопрос: был ли Данте? - сомнение все же осталось и, вероятно, навсегда останется, потому что самый вопрос: что такое любовь Данте к Беатриче, история или мистерия, - относится к религиозному, сверхисторическому порядку бытия.
Эта часть жизни Данте освещена, может быть, самым ярким, но как бы не нашим светом невидимых для нас инфракрасных или ультрафиолетовых лучей. В этой любви у всего - запах, вкус, цвет, звук, осязаемость недействительного, нездешнего, чудесного, но не более ли действительного, чем все, что нам кажется таким, - в этом весь вопрос. Но что он не существует вовсе для большинства людей, видно из того, что ближайший ко времени Данте жизнеописатель его Леонардо Бруни уже ничего не понимает в этой любви: «Лучше бы упомянул Боккаччо о доблести, с какой сражался Данте в этом бою (под Кампальдино), чем о любви девятилетнего мальчика и о тому подобных пустяках».
Читать далее на:
http://aquarius-eso.ru/Dante_Mer.html
.
.
.
.
.