Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

В словарь

ПРАЗДНИК Восток всегда был склонен к празднику в большей степени, чем Запад. Объясняется это, видимо, природными особенностями восточных стран, которые в своем большинстве расположены на плодородных землях, с охотой дающих человеку многочисленные и богатые урожаи в обмен на обычный набор сельскохозяйственных забот и постоянный контроль за системой водоснабжения полей. Западная цивилизация, взросшая на бо­лее скудных землях с суровым климатом, никогда не могла себе позво­лить предаваться торжествам треть года, как египтяне в эпоху Нового цар­ства*.

Русское слово «праздник», тесно связанное с однокоренными слова­ми «праздность», «праздное времяпрепровождение», достаточно по-со­временному отражает восприятие праздника как возможность отдохнуть от работы и предаться ничегонеделанию. Ближе к изначальному воспри­ятию праздника, видимо, подходит английское «holiday». Во всяком слу­чае, на Востоке в древности, а порой и в настоящее время, праздник вос­принимался как священное время, период напряженной, хоть и не рутинной деятельности, от которой зависела судьба мира.

Согласно теории праздника, разработанной М. Элиаде, любой празд­ник всегда является переходом из мирского профанного времени к вре­мени священному, которое по своей сути является временем изначаль­ным, in illo tempore, когда происходило творение космоса. Таким образом, в празднике человек становится современником богов в той ме­ре, в какой он восстанавливает в настоящем первичное Время, когда бы­ли совершены божественные деяния. На уровне «примитивных» цивили­заций все, что делает человек, имеет свою сверхчеловеческую модель: даже в обычное «непраздничное» Время его действия имитируют образ­цовые модели, ниспосланные богами или мифическими предками. Но подобная имитация может становиться все менее и менее точной, модель может  искажаться или вовсе забываться. Поэтому необходимо периодическое восстановление божественных актов - религиозные праздники; они призваны вновь показать человеческим существам священные  модели (Элиаде, 1994, с. 58-59).

Тема праздников на Востоке достаточно подробно изучена как социологами, так и историками религии (Cannuyer, 1995-1996, с. 25). Все их многообразие может быть разделено на несколько типов.

К первому и самому распространенному относятся так называемые праздники «навыворот»: мир выворачивается наизнанку, возвращаясь к первобытным временам до творения, когда хаос еще не был отделен от космоса. Праздник на время стирает все социальные различия и снимает все запреты, в первую очередь сексуальные. В мир врывается хаос, проявляющийся в массовой экзальтации, опьянении, фривольных песнях и криках, разнузданных танцах, обжорстве, сексуальной распущенности, драках. Это погружение мира в воды хаоса очищает и обновляет его. Праздник завершается повторением акта творения и очередным рождением мира, свободного от накопившейся усталости и пороков (Cannuyer, 1995-1996, с. 27-28). Этот пласт народной культуры, отразившийся в бессмертном шедевре Ф. Рабле был изучен советским исследователем М. М. Бахтиным (Бахтин, 1990).

Подобного рода праздники существовали в Египте. Описание одного из них содержится в «Истории» Геродота: «Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда и женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь игра ют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают к ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей» (Herod. II, 60).

Вторым типом праздников являются так называемые «праздники на месте». Их отличает экзальтация, но торжественная и размеренная. Со­общество отмечает событие, которое имеет первостепенное значение в системе его ценностей. Как правило, празднования такого типа протека­ют согласно четко разработанному ритуалу и включают торжественные процессии к почитаемому месту, его обход.

В силу того, что объектом подобного рода праздников является само общество, их основной целью является сплочение членов социума и прославление его ценностей.

Подобный тип праздников распространен в первую очередь в исламе. Мусульманские праздники, в отличие от иудейских и христианских не от­носятся к числу космических, ибо в малой степени связаны с основны­ми циклами природы. Использование лунного календаря приводит к то­му, что большинство мусульманских праздников не имеют точной даты и из года в год «кочуют» по сезонам (Cannuyer, 1995-1996, с. 30).

Важно отметить, что оба типа праздников редко встречается в «чистом» виде. Чаще праздник является смесью торжественных действ, кото­рые чинно протекают вначале и разнузданных сатурналий, которые увен­чивают событие (Op. cit., с. 33).

Третью категорию праздников составляют торжества частные, семей­ные, связанные с рождением, браком, смертью (Op. cit., с. 31-32).

По мнению известного египтолога и историка религий Я. Ассманна, праздник является одним из самых архаичных видов культурной памяти. Эту коммеморативную функцию, которая является иммунной системой социума, праздник исполняет, прежде всего, в дописьменных культурах. (Assmann, 1991a, с. 27).

Согласно мысли Ассманна, человек живет в двух измерениях: в сфе­ре повседневного бытия, которое характеризуется непрерывностью (слу­чайностью, неоформленностью), скудностью (недостатком, нуждой), ру­тинностью (автоматичностью, привычностью, банальностью). Выход из этого будничного существования происходит во время праздников, со­ставляющих второе измерение, в котором живет человек. Исследователь характеризует праздник тремя качествами: структурированностью (упо­рядоченностью), полнотой (изобилием), прочувствованностью (волнительностью) (Op. cit., с. 14-15).

Автор проводит параллель между праздником и войной как одним из способов прорыва из повседневности (Op.cit., с. 13).

По мнению Ассманна, древнеегипетские праздники могут быть услов­но разделены на собственно «праздники», которые носили религиозный характер и справлялись при участии населения всего города, а в особых случаях также царя и его двора, и «празднества», которые носили более домашний, частный характер. Для обозначения первых употреблялось слово h3b, вторые же обозначались словом hnv nfr «прекрасный день». В то время как «праздники» были тесно связаны с календарем, «празднест­ва» были событиями спонтанными, не приуроченными к какой-либо фиксированной дате (Assmann, 1991b, с. 105).

* «В египетском календаре было множество местных и общегосударствен­ных праздников. Не во все из них отдыхали, но все-таки нерабочих дней на­считывалось до 160 в году. У каждого работника был личный праздник, что-то вроде дня рождения - тоже нерабочий день. Нерабочими были 5 дней Нового года, а также дни коронации фараона и дни его смерти и погребения. А если учесть, что работники нередко болели (отмечены укусы скорпионов, проказа, болезни рук, ног, ушей, глаз - всего 440 болезней) и что во все дни «месячных» у живущих с мастером родственниц ему тоже не полагалось хо­дить на работу, то количество рабочих дней еще сократиться. В документах приводятся и не очень уважительные причины прогулов: «не работал, а драл­ся с женой», «варил пиво» (Богословский, 1994, с. 47).
Алексей Крол «Египет первых фараонов», Москва, «Рудомино», 2005, стр. 157-159.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.