Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Космические принципы строительства древних

СТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ СВЯТИЛИЩ В СВЕТЕ КОСМОГОНИЧЕСКИХ МИФОВ 

Первообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам.  Порфирий “Жизнеописание Пифагора”

О единстве источника древних знаний о мироустройстве

      На протяжении всей истории нашей цивилизации наиболее глубинные вопросы о мироустройстве, о космогонии и наиболее близкие к Истине ответы на них были в центре внимания и изучения так называемых тайных обществ. По существу, “тайность” этих человеческих организаций диктовалась не самим предметом изучения, а именно неизмеримыми глубинами гнозиса и мистики, полноту знания о которых они предполагали. Пути мистического и теологического освоения мира, недоступные в силу своей специфики широким массам, практически всегда были параллельны путям строгой науки. Научный подход к изучению мира и его взаимосвязей объективно есть более узкий по сравнению с подходом, включающим и теологические, и философские моменты.

      Кладезем и хранителем мудрости в познании мира всегда были тайные общества. И вот, изучая историю развития тайных обществ (в направлении противоположном ходу времен), т.е. от российских преддекабристских обществ, русского исторического масонства и розенкрейцерства, рыцарских европейских орденов (например, орденов Мальтийских рыцарей и Святого Грааля), уникальных гностических течений альбигойцев и катаров, католических западноевропейских орденов (таких как тамплиеры и иоанниты), величайших алхимических мыслителей, погружаясь в глубины мудрости древних, пытаешься найти в глубине тысячелетий ответ на вопрос - где и когда было создано универсальное учение о Логосе, лежащее в основе истинных понятий о мироздании и времени? И неизбежно приходишь к выводу, что ни гностики, ни создатели Торы не являются изобретателями логико-математической структуры Макрокосма; вряд ли можно считать таковыми египтян, вавилонян, шумеров… Попробуем проанализировать имеющиеся исторические данные по этому вопросу, рассмотрев некоторые космогонические мифы древнего мира.

       Космогонические мифы - это мифы древних об устройстве мироздания; они являются синтезом первозданных наук, впитавшим сокровенные мысли мудрецов многих стран и эпох. Тысячелетия назад Звездочёты, Жрецы и Маги вглядывались в звёздное небо, пытаясь найти далёкое и загадочное место, где пребывает высшее Божество, открыть установленный для всей природы порядок и предел. Антропоморфные боги меняли места обитания вместе с астральными открытиями и развитием календарных систем, поднимаясь всё выше и выше от Земли: культ Луны сменялся культом Солнцем, развивался культ звёзд. Вместе с наиболее крупными астрономическими открытиями развилась концепция Абсолюта, Бога Единого, что по “своему образу и подобию” построил мироздание и управляет Вселенной и Человеком по изначальному Плану, Логос которого, как и сам Единосущий Бог, непостижим.

        Революционную роль сыграло открытие древнейшими жрецами астрономических периодов - Сароса, затем Нероса, Сотиса.

        Цикл Сароса - период в 18 лет (точнее 18 лет 11 дней или 6585 суток), по прошествии которых затмения Луны и Солнца повторяются в прежнем порядке; объединяет в среднем 41 солнечное и 29 лунных затмений.

        Цикл Нероса - период в 600 лет.

        Цикл Сотиса (Сириуса) - период в 1460 лет, связанный с возвращением Сириуса в одно из созвездий. Восход Сириуса над горизонтом египтяне праздновали как начало Нового года.

        Циклы Нероса и Сотиса связаны с явлением прецессии, т. е. “покачивания” оси Земли относительно Полярной звезды и приводят к изменению картины звездного неба. Поэтому 1 день Тота у египтян смещался через четыре года на сутки, а за 1460 лет, обойдя 365-дневный круг, Новый год вновь совпадал с 1 днём месяца Тота. Период 1460 “Годов Сириуса” составлял 1461 гражданский календарный год и назывался “Годом Бытия”. Мистически египтяне это изображали как возвращение гигантской реки времени “саму в себя”.

        Предположительно, цикл Сароса был открыт около ста тысяч лет назад. Он дал мощный импульс в расширении наблюдений за звёздами, усилил саму познавательную деятельность. Изменился сам характер мыслительной работы: отдельные разрозненные факты и случаи мудрецы Протоцивилизации расположили в чётком порядке, стали рассматривать их на фоне общих схем и правил. Тогда и была обнаружена мистическая связь между астральными циклами и рядами простых чисел. Открытие Сароса позволило систематизировать всю сумму астральных наблюдений и создать особый метод апокрифического счёта, когда операции с простыми числами позволяли подразумевать особую сверхнебесную реальность. Сарос позволил жрецам решить целый комплекс теоретических и практических задач. Затмения Солнца и Луны стали использовать для укрепления культа и жреческой власти (ведь гнев Божий стало возможно всё более точно предвидеть и даже предсказывать), повышения культуры земледелия и безопасности прибрежного мореходства.

        Тогда же сложилось представление, что звёздно-планетарные и духовно-телесные круговращения пульсируют в едином ритме, что продолжительность человеческих эпох соизмерима с Саросом и Неросом, что существуют более длительные небесные циклы Божественного Времени, посредством которых Господь управляет Миром. Древние отмечали, что Великий Год (25920 лет) образуют периоды Солнца, Луны и пяти планет, когда они возвращаются в то же самое созвездие Зодиака, в котором некогда находились одновременно.

        Жрецы Протоцивилизации первыми, ещё до планетарной катастрофы, воспроизвели с помощью символических рисунков общую картину Мироустроения. Великий Звёздный Год и прецессия были открыты и исчислены очень давно. Об этом говорят многие символы и знаки, образы и рисунки, очертания которых скрывают тайные Числа Высших божеств. Сложная мистическая связь между Небом и Землёй объяснялась комбинациями знаковых рисунков, которым давались явные Имена и тайные Числа. Небесная геометрия использовалась для земных расчётов, поскольку астральные символы входили в системы мер (так, в частности были созданы древнейшие 60-ричная и другие системы отсчёта), весов, денежных единиц. Но, как свидетельствует История, первозданная цивилизация погибла в пучине катаклизма.

       Когда жрецам стало известно о грядущем Потопе, для спасения небесных открытий был найден примечательный способ: на высоком месте воздвигли два столпа - из кирпича и камня, на которых написали знаки и формулы движения Светил. Полагали, что хотя бы один из столпов устоит, и уцелевшие люди расшифруют письмена. Однако водная стихия не одолела ни один из них, и бесценные сведения в полном объёме сохранились для потомков. Римский историк Иосиф Флавий (1 век н.э.) утверждал даже, что допотопные столпы и в его время всё ещё продолжали стоять где-то в Сирии. Истинность красивой легенды доказывает анализ архитектонических чисел (объёмов, площадей, ритмов), т. е. закономерностей построения древнейших святилищ уже нашей истории, таких как египетских пирамид, структуры Святилищ зороастрийцев и вавилонских Зиккуратов, площадь Кааба, ритмы каменных кругов Стоунхенджа и т.д.

        Это всемирное событие - Потоп - зафиксировано и в Библии; Ноев потоп есть символический водораздел, мистический образ “разрыва-связи” эпох, отделяющий Предысторию от Истории, отраженный в Священной истории. Ноев Ковчег - это своего рода “звёздный символ”, знаменующий передачу земного опыта и высших астрономических знаний жрецам, положившим начало уже нашей Истории.

       Практически все древние мифы и сказания непосредственно связывают начало своей истории с катастрофическими событиями на Небе и Земле. В соответствии с данными археологии, палеонтологии, климатологии, гидро- и географии, время планетарной катастрофы, приведшей к упадку великой Протоцивилизации, колыбели древних астральных и эзотерических знаний, реально относится к 14-12 тыс. лет до нашей эры. В фокусе многих хронологических систем находятся даты 11652-11542 года до н.э.*4

        Время, принимаемое за начало современной цивилизации, можно считать 12 тыс. лет до нашей эры - с этого рубежа многие мировые религии ведут отсчет мифологического времени (хотя в Библии временем Сотворения Мира считается 5,5 тысяч лет до н.э.). После Катастрофы развитие культур началось на разных континентах практически одновременно и, что самое важное, из одного корня. Остатки древнейших наук, астрономических и логико-математических открытий восстанавливались и сохранялись жрецами Египта, Вавилона, Шумера, Индии, Америки.

        Между философскими доктринами и религиозными обрядами египтян, арийцев, индийских жрецов (предшественников буддистов), несомненно, существует большое сходство. Сложные системы отображали мистическую связь между Небом и Землёй. Но каждая религия на основе единой эзотерической истины создавала собственные знаковые системы. Сокровенное Число являлось как бы эзотерическим двойником Имени*5.

        Космогонию, глубоко продуманную и детально исчисленную, жрецы разных религий сохраняли века и тысячелетия, полностью раскрывая “тайну тайн” лишь в узком кругу посвященных. Повсюду свои числовые системы жрецы и мудрецы строили на основе Универсального знания, но, учитывая народные обычаи и традиции, воплощали Закон Божий в астральных символах и знаках, в мистериях, в доступных и запретных священных книгах.

        Астральные символы проходят через толщу веков, через звёздные культы и учения египтян и эллинов, халдеев и шумеров, есть в религиях древнего Востока и в оккультных учениях средневекового Запада. Повсюду Боги были разными, но неизменным сохранялся канон канонов - происхождение Мироздания и Макрокосма из абсолютного Единого.

        Один из наиболее известных мыслителей древности Платон сформулировал свои откровения о Мироздании почти 25 веков назад и в основном по египетским источникам. Он рассматривал Космос как “живое существо, наделённое душой и умом”. Кроме души, всё Мироздание имеет тело, не отдельное, а универсальное, “единое видимое живое существо, содержащее все сродни ему по природе живые существа в себе самом”. Демиург созидает Вселенную из первоэлементов - огня, воздуха, воды и земли.

        Демиург, сообщает Платон, разделил видимое тело Вселенной на пропорциональные части и связал их в единое Целое. Здесь уместно привести одну цитату из “Тимея” Платона целиком: “И задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трёх чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому; тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выясняется, что отношение необходимо остаётся прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство”.

 Космические принципы и символизм жреческого храмового строительства (мировой культовой архитектуры)

        Во все времена святилища строились на земле, но возведённые храмы почитались как зримые прообразы Небес.

        Если современный зодчий мыслит и действует абстрактно, не заботясь о подобии внешних форм строящегося объекта пропорциям Мироздания, то, создавая святилище, жрец думал иначе. Он мыслил абсолютно конкретно, созерцая в едином фокусе всеобщее, особенное и единичное. Жрец знал, что святилище - это Храм и Дар Божий, и потому священная обитель Его на Земле должна стать равно-достойна Творца Вселенной. Дом Всевышнего - вся Вселенная, и каждый новый храм (зиккурат, пирамида, круг камней или капище) создавался по “образу и подобию” Мироздания. Свои высшие ценности - истинные знания - жрецы тщательным образом зашифровали в иероглифических знаках и алфавитах, в архитектуре и росписях святилищ. Именем Бога осуществляя план, мудрый жрец-зодчий применял свои мистические и математические познания в деле строительном, объединял гармонию небесных сфер с красотами и смыслом золотого сечения и выразительностью человеческого масштаба. Мистическая форма любого храма образует живой пульсирующий конус, незримый Предел, внутри которого сфокусировано пространство и время Вселенной, для того чтобы там “полноценно” мог пребывать Господь.

      В теологии древних понятие Предела имело большое значение. Круг в эзотерике символизирует знак соединения Вечности и Предела, точнее - символ Вечного Предела. “Беспредельное, а затем - Великий предел”, отделяющий хаос от миропорядка. Внутренние, Внешние и разделительные Пределы есть в небесных сферах Плеромы и Метасферы. Предел - незыблемая граница, и вместе с тем - преобразующий рубеж, знак передела и перехода от мира Внешнего к Внутреннему и наоборот - от Внутреннего к Внешнему. Земные образы Предела, доступные при сооружении храмов земными зодчими, это рвы, валы, стены, ограды, врата, двери и т.д.

      Обратимся к конкретным древнейшим святилищам и тому Логосу, который они воплощали. Наиболее наглядно единство источника эзотерических знаний демонстрируется на примере сопоставления мистических чисел, лежащих в основе создания древнейших египетских и месопотамских святилищ, а, конкретнее, таких как, Пирамида Хеопса и Вавилонская Башня.

       Нам наиболее известен размах космического мышления египетских жрецов, поколения которых изустно и практически, формулами культа и языком мифологии, священными знаками, алфавитом, хронологией, посредством архитектоники Великих Ступ и Пирамид позволили и другим народам подняться на более высокие ступени культуры и развития. Факты говорят, что живописцы, скульпторы и зодчие в совершенстве знали канонические нормы и строго соблюдали их в храмовом искусстве. Повсюду в египетской архитектуре, скульптуре, в картинах и рельефах можно усмотреть точные пропорции золотого сечения и канонического масштаба.

      Вполне возможно, что знания поначалу были не столько священной тайной, сколько высшей астрологической наукой. Известно, что мудрейшие из эллинов - Фалес, Солон, Пифагор, Платон и другие философы постигали у египетских жрецов науки небесные и таинства божественные. Легендарный Моисей тоже входит в плеяду лучших знатоков египетской мудрости, ибо “Пятикнижие Моисеево” содержит в своих мифологических глубинах древний Закон-Логос.

       Вспомним историю. Самая первая каменная пирамида в Египте была 7-ступенчатой и по форме напоминала мессопотамские Зиккураты. Строительство пирамид началось, как полагают, в середине третьего тысячелетия до н. э. (т. е. приблизительно в то же время, что и строительство зиккуратов в Уре и Вавилоне) под руководством легендарного архитектора Имхотепа во времена правления фараона Джосера (III династия). Этот выдающийся человек, Верховный жрец Гелиополя (библейского города Анны) был титулован многими почётными званиями - Мудрец, Чародей, Астроном (Глава Наблюдателей за звёздами), Врач. Ступенчатые пирамиды возводились в государствах ацтеков и майя, в Индии и Китае. Они различались по размерам и внешнему оформлению, но повсюду проявляется единство грандиозного мистического замысла - создать на Земле сооружение, своими пропорциями подобное структуре Вселенной, т.е. своими тайными и явными размерами зиккураты и пирамиды должны были чётко соотноситься не только со всем звёздным мирозданием (реальными пространством и временем), но и с Плеромой, обителью Богов.

      Во времена правления I династии египтяне начали возводить пирамиды в форме четырёхугольника из земли и камня, которые называли “мастаба”. Такие сооружения возводились на протяжении всего Древнего царства; а Имхотеп, построив один из первых каменных “домов вечности”, оставил продолжателям начатого дела не только мистическое изображение своих идей, но и конкретные расчёты и чертежи. Прямоугольную одноступенчатую мастабу сменила пирамида 7-ступенчатая, а затем и 6-ступенчатая с 7-й платформой наверху. Уже фараоны IVдинастии стали строить пирамиды с гладкими гранями, лучшие из которых были возведены в Гизе. Взаимное расположение пирамид в Гизском ансамбле и соотношение их удельных размеров являются предельно точным отражением расположения и масштаба трёх звёзд в Поясе Ориона6 - египетская реализация одного из герметических законов на “Изумрудных скрижалях” Гермеса Трисмегиста: “Что наверху, то и внизу”.

       Система представлений о мире египетских жрецов состояла из знаний о реальном космосе, которые они черпали из фактических наблюдений за движением светил, за небесными явлениями (Низшие знания) и из сокровенных знаний о Божественном (Высшие знания), из глубоких раздумий о Божественном Мироустроении, поэтому природу и метафизику жрецы всегда выражали в органическом единстве. Таким образом, в то время естественнонаучные принципы строения Мироздания находились в единстве с их теологической интерпретацией; их разделение произойдёт позже.

      Основные положения древнейшей логико-математической системы требовали всё выводить из одного истока - из Единого Первочисла, из Плеромы, а во всех причинах и следствиях видеть проявления Божественных Монад, Высших духов, Праведных Душ и Истинно Сущих Чисел, пребывающих в сверхзвёздной области Мирового Разума и Души (Метасфере), творящие и разрушающие Миры и Судьбы, управляющие временем и пространством.

      Излившаяся из Плеромы невидимая Метасфера, пребывающая в вечном покое, является истоком и причиной возникновения третьей сферы - материального Космоса, где круговращаются Звёзды, Солнце, Луна и Планеты. Поэтому, считали древние, Земля, обитель человека, призвана жить по законам священного календаря, ритм которого изначально и навсегда установлен высшим Божеством. Таким образом, весь звёздный мир, все календарные системы, исчисляющие время по Луне, Солнцу или Звёздам, были связаны с Истинно Сущими Числами Метасферы, с Плеромой, с Единым. Жрецы и Цари в каждом царстве выступали как главные управители Закона-Логоса, хранители священного календаря, время которого воплощало волю Богов.

      Единое Первочисло имело явное или тайное Имя (у христиан - Господь), у египтян (Господствующее Число=1456 или год Сириуса без 4-х дней) это создатель и владыка Мира бог-творец Амон Ра. В древнем гимне этому высшему Божеству говорится: “Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст”.

      Духовное самовыражение египтян проявилось и в иероглифах. “Есть два вида иероглифов собственно иероглифы, назначением которых является преимущественно выражение в языке и которые имеют отношение к субъективному представлению; другими иероглифами являются те колоссальные массы архитектурных и скульптурных памятников, которыми покрыт Египет”*8. Все смысловые образы египтян, включая фигуры и части тела человека в текстах пирамид, суть не только буквы, но в первую очередь - числа. Благодаря канонической системе эти знаки-числа символически и арифметически связывают всё земное, достойное увековечивания, с Плеромой, обителью Божеств.

     Прообразом Пирамиды служило всё мироздание, которое проистекает из Единой Плеромы. Создатели Великой Пирамиды учитывали это и весьма искусно зашифровали в размерах грандиозной фигуры различные геометрические символы, включая пропорции золотого сечения; так же тщательно жрецами согласованы параметры Великой Пирамиды с таким египетским понятием, как Великий Год (25920 лет). Сущность этого понятия состоит в следующем. Восход Солнца в час весеннего равноденствия смещается ежегодно и за 2160 лет проходит одно созвездие Зодиака, а все двенадцать созвездий оно пройдет за 25920 лет. Звёздный круг в 25920 лет как бы очерчивает пределы той Сферы, где размещается материально-вещественный Космос. Однако Боги лишь нисходили в видимый Мир, но вечно пребывают далеко за его пределами. Звёзды - это Знаки Божеств, фараонов и душ человеческих, что вечно живут в Сфере невидимой, где обитает Мировая Душа и Божественный Разум (Метасфера).

      Такова космогоническая схема, лежащая в основе астральных мифов. Однако это наша схема, а древние мифологи не создавали отвлечённых схем; их картины всегда преисполнены живыми действующими лицами, Богами и Героями. Весь мир, Небо и Землю украшали священные Лики, но в символике мифа обычно проглядывает геометрия триады (”троицы” по-русски). Приведём для примера египетскую триаду Макрокосма: бог Земли Геб, его сестра-жена богиня Неба Нут, ежедневно поедающая своих детей - небесных звёзд, и вновь их рождающая, и бог воздуха Шу, разъединивший непрерывную вражду-любовь супругов и установивший связи и границы их взаимодействия.

      Бог Ра разгневался на богиню Нут и заявил, что не будет такого месяца и года, когда она смогла бы разрешиться от бремени. Однако на помощь Нут пришел бог Тот, создатель календаря. Он выиграл у богини Луны в шашки 1/72 часть каждого дня и сложил из них 5 целых дней. Эти 5 новых дней Тот прибавил к 360 дням бога Солнца. На дополнительную пятидневку, согласующую год лунный с солнечным, заклятье бога Ра уже не распространялось (египтяне называли эти дни “заклятыми” или “теми, что над годом”). Богиня Нут благополучно разрешилась: в 1-й добавочный день на свет появился Осирис (ставший первым правителем Египта), во 2-й - Гор-старший, в 3-й - Сет, в 4-й день родилась богиня Исида (в будущем жена Осириса), а в 5-й богиня Нефтида (ставшая женой Сета). Таким образом мудрый Тот разделил время богов и время людей.

      Сокровенно созерцаемые и познанные жрецами священные тайны мироздания не выражались ими полностью, но зафиксированы логически и математически в символике пирамиды. Пирамида - знак вечности и мудрости, а высшая жреческая мудрость и сводилась к строгому соблюдению божественного Закона-Логоса, одним из проявлений которого было вечное движение небесного свода. Воплощенный в числах сверх-звёздный круг был той стезёй, по которой свершался духовный круговорот - направляемые жрецами души фараонов и праведных людей, познав добро и зло судьбы земной, отправлялись по этому пути в незримую Метасферу, чтобы там обрести жизнь вечную.

      Великая Пирамида имеет три, а с учётом поверхности земли - четыре уровня. Её внутреннее устроение вполне отождествляется с представлениями древних о душе. Так, гностики подразделяли людей на “иликов” (”или-или” суть бифуркационный, сугубо земной выбор), земных, почти бездушных; “психиков” (от “пси” - душа), подвижная душевность которых склонна к падению или подъёму, и “пневматиков”, высшие из которых - пламенные духом. Сходным образом структурировали душу человеческую в разных вероучениях, в ней выделяли натуру, свойственную первоэлементам, - огненную, воздушную, водную, земную. Великая Пирамида представляла своего рода фильтр для поднимающихся душ, и одним из главных её предназначений было очищать и направлять духовную энергию в сверхзвёздные божественные сферы.

      О функции “душевного фильтра” косвенно свидетельствует “Книга Творения” (”Сефер Ецира”). В Кабале идея создания Вселенной и Человека по предвечному Божественному плану выражена графически наиболее чётко на основе символических знаков древнееврейской азбуки. В Кабале были наиболее глубоко разработаны 32 этапа Мудрости, в ходе которых созидается Вселенная. Из пламенного Зародыша Ен-Зоф проистекают десять Чисел или Сфер (десять свойств Невыразимого Единого), и 22 буквы. 10 Сефирот и 22 буквы кабалистов - это разновидность Плеромы гностиков. По мысли иудеев, а значит египтян, десять Сефирот - это десять “фильтров”, которые сдерживают и направляют по 22 каналам божественную энергию, созидающую Макрокосм и Микрокосм и управляющую Вселенной. В совокупности образуется духовная иерархия Мировой Души, что нисходит и проявляется в Мире.

      По мысли кабалистов, фильтры необходимы для ограничения потока духовной энергии, которая в своём благом преизбытке может испепелить материально-вещественный мир. Всё, что есть в духовном истоке, “обращено” есть и в завершающем устье. Начало смыкается с Концом своими противоположностями.

      Таким образом, вся толща пирамид, внутренние камеры и каналы призваны были фильтровать, разделять и очищать духовные и душевные потоки, прежде чем направить их под заданными углами в соответствующие созвездия, за пределами которых в высшей сфере свершался суд богов, и душа усопшего обретала новую природу на соименной звезде.

      В одном из первоначальных центров мировой цивилизации - Месопотамии - уже за XXVвеков до н.э. шумеры пользовались лунно-солнечным календарём. Шумеро-аккадская цивилизация исчезла в конце III тысячелетия до н.э., но её богатое наследство было воспринято и развито новыми царствами, среди которых возвысились гиганты - Вавилон и Ассирия. К началу 1-го тысячелетия до н.э. Вавилон стал центром мировой науки. В далёком Двуречье было много Богов и городов, великих Зиккуратов, где жрецы служили свои Всевышним и Царям, наблюдали за яркими звёздами.

      Зиккураты - месопотамские сооружения огромной высоты, складываемые из глыб необожённого глиняного кирпича, нагромождённых друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находилось небольшое святилище, посвященное местному Божеству. К нему вела трёхмаршевая лестница; во время богослужения по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах. Крылатые фигуры и образы, украшавшие стены святилищ и дворцов, заметно отличались от тех, что были в стране Хапи, но всё-таки достаточно легко найти родственные черты и тайные знаки.

      Современные исследователи называют одним из прототипов библейской вавилонской башни главный храм Вавилона (напомним, что на вавилонском языке “баб-илу” означало “врата божьи”), так называемый Зиккурат. Археологи раскопали фундамент этой пирамиды, известен и её архитектурный облик, поскольку помимо описаний найдено её изображение на глиняных табличках. Зиккурат состоял из семи ярусов, высота его равнялась 90 м. Окончательный вид это сооружение обрело лишь в VIвеке до н.э. в период правления Навуходоносора II. Массивное 7-ступенчатое кирпичное сооружение с длиной стен по периметру 90 м и высотой 91 м завершала на верхнем ярусе небольшая площадка-святилище, где обитал бог Мардук - покровитель Вавилона. Верхняя площадка служила жрецам местом для наблюдений за звёздным небом. Архитектура Вавилонской Башни воплощала семь уровней восхождения к высшему Божеству, что совпадает с мистическим Планом Мироустроения, с разделением Универсума на семь частей.

      Зиккураты реально представляли собой древнейшие обсерватории, где на протяжении многих веков велись наблюдения за светилами, звёздами, планетами, моментами восходов и закатов, стояний и поворотов, солнечными и лунными затмениями. Там наблюдали и рассчитывали периоды между повторяющимися затмениями - циклы Сароса, Нероса, Сотиса, описывали картины созвездий Зодиака. В исчислениях месопотамские жрецы-астрономы достигали высочайшей точности: “… вавилоняне зафиксировали длительность тропического года с ошибкой всего на 25 секунд, их подсчёт звёздного года был неверен только на две с лишним минуты. Жрецы-наблюдатели составили каталог звёзд и разделили зодиак на 12 знаков; они разделили день на 12 часов и ночь 12 часов. Они внесли исправления в воззрениях на структуру солнечной системы и знали порядок размещения планет. Они создали солнечные часы, клепсидры (водяные часы), астролябии, гномоны”*9.

      Таким образом, сами факты, говорящие о существовании истинных космогонических знаний более чем за два тысячелетия до нашей эры, дают нам повод ещё раз почтить память Джордано Бруно, казнённого духовенством более чем через 15 веков за попытку пронзить лучом знаний гнилой обскурантизм католичества.

      Жрецы издревле учили, что тьма порождает свет, пространство - время, покой - движение. Внутри недвижных Пределов Пирамиды возникает круговращение, и поэтому жрецы соотносили длину Пределов с бегущим временем, и локоть как мера пространственная ими соизмерялась со временем как доля круга времени. На соотношениях времени и пространства жрецами были рассчитаны циклы полных чередований лунных и солнечных затмений Нероса и Сароса. Как отмечают известные английские, исследователи именно этим целям - наблюдению, измерению и регистрации основных астрософийных событий - служил вселенский хронометр - мегалитическая обсерватория в Стоунхендже*10 (”Стоунхендж” в переводе со староанглийского - “каменная изгородь”). Помимо основного циферблата диаметром 87,6 м, выложенного из 56 камней, 4-х дополнительных циферблатов, созданных на отдельных камнях основного как на осях, внимание привлекает отстоящий от круга и поставленный наискось мегалит весом 35 т, закопанный в землю на 1,2 м (английский исследователь Джон Обри назвал “Хилстоун” - “Пяточный камень”). Интересно, что В. И. Даль так определял этимологию слова “пята”: “точка опоры; пятка свода, основанье, где лежит первый камень наискось”. Действительно, сам Хилстоун играл основную роль в мистериях и его положение - центральное в структуре обсерватории. На восходе Солнца в день летнего солнцестояния тень от Хилстоуна (в данном случае выполняющего функцию мужского начала) попадала на центр обсерватории в полукружие из мегалитов (символ женского начала). Так, по понятиям друидов, рождалось Время, начинался отсчёт новых периодов. Хилстоун порождал пространство и время внутри незримого конусного храма, он был аккумулятором небесной энергии, её преобразователем и передатчиком. Подобно прожектору, он излучал духовный свет.

      Комплекс мегалитических сооружений сложился в три этапа, причём строительство впервые началось где-то в 1900 г. до н.э. (когда и был установлен Хилстоун и размечены основные параметры обсерватории); очевидно, поэтому британские жрецы-друиды одними из первых восприняли магический культ своих древних учителей. Углублённое исследование геометрии Стоунхенджа с позиций эзотерики Логоса упомянутыми современными учёными привело их к сенсационному выводу о том, что структуру и параметры этого северного святилища-обсерватории могли принести на британские острова либо египетские миссионеры, либо непосредственно последние мудрецы погибшей Атлантиды.

      Дж. Хокинс высказывается так: “Есть убедительные данные, свидетельствующие о том, что они (уэссекцы - один из народов Британии) поддерживали связь с современными им великими цивилизациями минойского Крита, микенской Греции, египтянами и предками странствующих торговцев-финикийцев. Археологи, как правило, бывают осторожны и предпочитают не выдумывать гипотез, однако указания на средиземноморские корни Стоунхенджа настолько убедительны, что учёные задают себе вопрос, не прибыл ли какой-нибудь мастер-строитель с этого далёкого ещё догомеровского, но вечно пурпурного южного моря в вечно зелёный, приятный и отнюдь не варварский край”. Автор даже даёт имя Верховному жрецу друидов, руководящему строительством второго этапа Стоунхенджа в уже исторические времена Британии (когда был выстроен ансамбль из 82 мегалитов) и обладающему неисчерпаемыми источниками мудрости, имя, которое широко известно в британской мифологии - Мерлин.

      Английские исследователи смоделировали следующую картину. Продолжив линию наклона Хилстоуна до высоты Пирамиды Хеопса, отметив на этой горизонтальной линии точки наклонов каналов Пирамиды и спроецировав их на землю, они получили основные размеры обсерватории. По существу, было спроектировано виртуальное подобие Великой Пирамиды, вершина которой (магическая точка, излучающая и преобразующая небесную энергию) вознеслась на высоту 280 локтей (146,6 м). Автор упоминаемой книги считает, что “опорные камни образовывали фигуру, единственную в своём роде с исторической, геометрической, ритуальной и астрономической точек зрения”.

      Ритуалы фиксации раздельных циклов и периодов времени, спиралями исходящими от вечного к временному (вспомним библейское выражение “возвращение на круги своя”), с использованием циферблатов из лунок и камней и таинственного шеста в семь локтей (возможно, прообраза канона - библейского измерительного шеста) превратились для британских жрецов в Стоунхендже в мистерии духовного кругооборота времени. Пять земных циферблатов показывали жрецам точное небесное время, и они могли определить, в какой эпохе Вселенского времени они живут, и сколько времени остаётся до конца, т. е. исчисляли всю меру жизни для того, чтобы своей жизнью точно соответствовать замыслу Творца, жить в единении со временем. Жрецы учили, что в эпохальном Круге есть Начало, Середина и Конец, есть внешние и внутренние Пределы, подъёмы и спады, есть преобразующие Переходы, где наступает индивидуальная и всеобщая смерть и снова возрождается жизнь. Каждая эпоха небесного времени не порывает с прошлым, а возвышает дух времени к магической виртуальной точке, что витает в небесах над Пирамидой. Исчерпав отмеренный путь, Вершина должна преобразиться, сформировать завершающие Пределы и сконцентрировать в новом высшем круге свои лучшие духовные свойства. Таким образом, для жрецов время не прошло, оно уплотнилось и возвысилось, влилось в высший круг.

      Но… Мировые Часы Стоунхенджа уже тысячи лет стоят. Мудрость друидов была той пружиной, что приводила их в действие. Возможно, движение по кругу, вызванное необходимостью точно учитывать время, и стало причиной магических круговых хождений. Семикратно обходят мекканскую Каабу паломники, в христианстве существуют семикратные крестные ходы, ритуальные пляски-хороводы есть во всех культурах. Друидский шест этимологически присутствует в корнях таких слов как шесть, шествовать.

Закат эпохи Пирамид и Зиккуратов и сакрализация Божественных знаний

      В древних храмовых сооружениях концентрировалась научная мысль, и благотворное влияние этих почитаемых духовных центров распространялось на большие массы людей. Святилища привносили в гражданскую жизнь строгий порядок, жрецы и маги тщательно оберегали укоренившийся уклад, ревностно исполняли обряды и ритуалы. Многие астральные открытия, хронологические и календарные исчисления стали широко известными, вошли в повседневную жизнь. Вместе с тем обстоятельства внешней жизни (например, колоссальный ущерб, наносимый разрушительными нашествиями завоевателей) вынуждали проявлять всё большую заботу о сохранности и спасении божественных знаний. С середины первого тысячелетия до нашей эры начинается культ секретности Священных Книг.

      Время, непосредственно предшествующее приходу Христа и зарождению христианства, стало временем ломки древних традиций египтян. Наступление новой исторической эпохи можно связать со временем разрушения Вавилонской Башни (в 331 году до н.э. Александр Македонский отвоевал Вавилон у персов и снёс “чудо света” - Вавилонскую Башню - с лица земли, намереваясь на этом месте соорудить главное святилище своей империи, но не успел из-за скоропостижной смерти в 323 году до н.э. в Вавилоне). Разрушение Вавилонской Башни, самой по себе исполненной мистического смысла, стало мистическим событием. Мистический смысл ветхозаветной Вавилонской Башни связан с очень тонкой “теологической материей”, которая выражает божественную премудрость и астральные знания допотопной эпохи, рассеянные вместе с разрушением города Вавилона и великой Башни. Сокращение числа посвященных в древние секреты сопровождалось некоторой утратой эзотерических знаний.

      В 47 году до н. э. римский император Юлий Цезарь сжёг египетские суда, стоявшие в Александрийской гавани; пламя перекинулось на город и в огне погибла знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось до 500 тысяч свитков. В 26 году до н. э. император Август завоевал Египет и превратил его в римскую провинцию.

      Если прежние попытки реорганизовать календарную систему жрецов не удавалось из-за их сопротивления ни царю гиксосов Салитису, вторгавшемуся в Египет в XVIIвеке до нашей эры, ни собственному правителю-фараону Птолемею III (II век до н.э.), то в 26 году до нашей эры римскими завоевателями насильственно был введён календарь, который мы теперь именуем юлианским, который требовал праздновать наступление Нового года (праздника богов) не со смещением, т.е. в день восхода Сотис (Сириуса-Изиды), а каждые четыре года после 5-ти добавочных дней. Но и усилий Великого Августа по уничтожению “календаря Тота” оказалось недостаточно, чтобы полностью одолеть жреческую хронологическую систему. Потребовалось ещё почти полтысячелетия, пока древние традиции египтян в счёте времени оказались сломленными окончательно. Жрецы ещё в 138 году нашей эры отпраздновали приход на Землю нового “Года Бытия”.

      Окрепшее христианство, провозглашенное в 313 году Миланским эдиктом Константина Великого официальной религией Римской империи, развернуло борьбу с язычеством.

      Драму гибели духовных сокровищ довершили в 640 году арабские исламисты, завоевавшие Египет. Легенда гласит, что, узнав о книжных богатствах храма Сераписа, где ещё хранились около 400 тысяч свитков, халиф Омар заявил: “Либо в этих книгах написано то, что есть в Коране, и тогда нам незачем их читать, либо они утверждают то, что противоречит Корану, и тогда не подобает их читать”.

      Таким образом, в новую эпоху эзотерические знания, почерпнутые в доисторическом периоде, стали утрачиваться, скрываться и разделяться на независимые течения. Однако наследие Протоцивилизации - древний Логос, что укоренился в религиях откровения во многом благодаря стараниям шумеро-вавилонских и египетских жрецов, остался неизменным, несмотря на все последующие религиозные войны и потрясения.

      Показательно, что сразу после вавилонских событий в Ветхом Завете излагается эпоха праотца Авраама, его уход из Месопотамии в землю Ханаанскую. Библия ничего не сообщает о “звёздной” мудрости Авраама, хотя места его обитания - города Вавилон, Ур Халдейский, Харран и другие, где стояли древнейшие святилища-зиккураты, свидетельствуют о высоком культурном окружении. История прекращения строительства Вавилонской Башни и смешения языков тоже показывает, что халдейские представления о движении Луны и Солнца стали известны старейшинам разных народов.

      Библия хотя и умалчивает о познаниях Авраама, но Кабала сообщает, что Всемогущий Яхве, создав из 32 Букв-Чисел-Звуков Вселенную, поведал о сокровенных тайнах праотцу Аврааму. В свою очередь, Авраам связал дух 22 букв и 10 чисел своим языком, и Бог погрузил знаки в воду, сжёг их на огне и запечатлел на ветру. После этого символы были распределены по семи планетам и 12 знакам Зодиака, и тайна оказалась надёжно укрыта от всех смертных.

      От целостной системы в человеческом обиходе остались отдельные фрагменты, знаки, символы, которые в разных местах трактовались на свой лад. Гармония Логоса стала недоступной. Рассеянное по Земле знание было потеряно и для Авраама; во всяком случае, Пятикнижие ничего не сообщает о его небесной премудрости, а Тора утверждает, что “страждущая душа” не может овладеть духовными ценностями, её удел - земное благополучие. Спасительную Тайну поведает ученикам своим небесный посланец, мессия - Христос-Логос, но это произойдёт в другой эпохе. До того времени божественный Закон будет лишь приоткрываться мудрецам и пророкам.

      Cоздатели новых вероучений и летоисчислений всегда страстно выступали против старых Богов и прежних традиций. Однако в своих теологиях, догматах и таинствах учителя и пророки тщательно сохраняли эзотерическое ядро отвергаемых религий. Так поступил и Моисей. Ниспровергнув в Исходе египетское многобожие, он полностью заимствовал тайное учение жрецов Гелиополя и создал на этой основе Тору. “Книга Закона” пропитана числами. Пятикнижие Моисея прямо не утверждает монотеизм, но из египетского многобожия создаёт стройную пирамиду новых Богов. Божественную иерархию в Священном Писании выражают 72 Имени (число соответствует числу египетских богов).

      Так же поступали евангелисты и гностики. Отвергнув иудаизм и эллинское многобожие, они разработали новозаветное учение, полностью сохранив в нём логику и арифметику ветхозаветной эзотерики. Отцы христианской церкви дополнили Священное Писание множеством сказаний и преданий, и в догмах утвердили Триединство Всевышнего - Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. По учению гностиков, в непостижимой Плероме пребывает Единая Триада, творящая сила которой созидает в Метасфере все божественные сущности, монады, управляющие мирозданием. Логос уподобился древнеегипетской Вселенской Пирамиде, из которой проистекает тайная числовая структура.

      Месопотамские жрецы нашли выход из трудного положения тем, что всю числовую систему, на которой зиждется Единое Знание, они сделали тайной, недоступной для непосвящённых.

      Таким образом, именно на этом историческом рубеже между астральной теологией и астрономической наукой произошёл незримый разрыв. Эзотерика Логоса стала передаваться только изустно, под угрозой смерти священную тайну запретили разглашать и записывать. Лишь отдельные фрагменты раскрываются в символах, знаках, числах. Логос библейского мифа подсказывает, что после разрушения мистического города Вавилона каждая конфессия не только создаёт свою теологическую систему, но начинает утверждать превосходство собственных Богов. Возникают религиозные разногласия, которые в иудео-христианские времена переросли в открытую и нескончаемую вражду различных церквей. Думается, все эти аспекты и фиксирует рубеж, обозначенный крушением Вавилонской башни в Библии.

О древних системах измерений

      Вся культовая архитектура мира пользовалась своими священными мерами, различными по величине, но едиными по своему логическому строю, ибо меры наделялись сакральным смыслом и выражали мистическую связь Бога, Вселенной и Человека. Это обнаруживается в пропорциях Пирамид Египта и доколумбовой Америки, в ступах Индостана и зиккуратах Вавилона, в крестово-купольных храмах Востока, в базиликах, кирхах, во всей христианской готике Запада, в минаретах исламских мечетей. Архитектура религии откровения исповедует духовное возвышение к Высшему Божеству, к Триедино-Единому.

      В современном нам мире нередко вместе с мистикой отбрасываются и зёрна рациональные. Но, обращаясь к историческим памятникам архитектуры, сквозь призму линейных мер всё чаще высвечивается общая символика вселенского пространства и времени. Здесь “работает” эзотерическая логика: для Святого Писания требуется священная азбука, для строительства Храма Божьего - божественная мера.

      Происхождение мер, по воззрениям древних, - божественное; поэтому жрецы всех религий применяли их как для явных измерений, так и для тайных исчислений, которыми выражалось мистическое единство всего небесного (сквозь “призму”"золотого сечения) и земного (через систему мер, базирующуюся, как на эталоне, на размерах различных частей человеческого тела).

      Во-первых, согласно Закону Божьему повсюду главное, первичное соразмерно разделяется и возвышается над вещами вторичными. Раздел происходит в пропорции 11:21=0,52 (напомним, что в соответствии с египетским соотношением 21 священный локоть равен 11 метрам). Опять же согласно египетскому канону, полный рост человека объединяет 21 часть, но первые 11 - высшие, главные. Древняя русская мера - локоть - сохраняет существенный смысл такого разделения. Когда человек поднимает руку, локоть находится на уровне темени, когда рука опущена - локоть у пояса. Локоть как бы отграничивает голову и торс - всё жизненно самое важное. Мера, равная этой высшей части, носила название аршин. Пояс - граница, отделяющая высшую духовность от более низкой плоти. Может быть, поэтому локоть и стал той символической мерой, которая позволяет в любой форме, в любой фигуре выделить всё самое возвышенное и существенное. Например, при общей высоте Пирамиды Хеопса в 280 локтей на уровне 280×11/21 = 146 2/3 локтя пролегает вершина Камеры Царя - сердцевина Святилища, где установлен ковчег-саркофаг.

      Во-вторых, сказания о Первочеловеке, олицетворившем единство Макрокосма и Микрокосма, имелись в религиях откровения во всех очагах цивилизации. В разных странах и религиях вселенскому Первочеловеку давались разные имена, однако логико-математические системы его построения по существу совпадают. В разных религиях ему давались различные имена; наиболее известные из них - Брама, Пуруша, Адам Кадмон и т.д. (интересна версия о возможной связи между образами Брахмы и Абрама).Части тела человека совершенного, т.е. небесного, космического были взяты как основные меры.

      Тело и душу совершенного Человека древняя наука уподобляла “пирамидальности”. В пифагорейском учении такая гармония обозначается числом четыре (точка - линия - плоскость - тело). Совершенный Человек, кроме внешних достоинств (вспомним знаменитое высказывание “В здоровом теле - здоровый дух”), обладает не менее чем четырьмя добродетельными внутренними качествами - воспитанием, обучением, трудолюбием, мудростью. По словам Аристотеля, такая личность есть “человек истинно добродетельный и “безупречно квадратным” (буквально - “четырехугольный по рукам, ногам и уму”). Четверица выражает высшую меру совершенства физических и морально-этических качеств индивида, ибо он - “безупречно пирамидальный умом, душой и телом”.

      “Человек есть мера всех вещей” - это изречение древнегреческого философа Протагора в буквальном смысле выражает принцип построения древних систем измерения длины, ширины и высоты. Такие пропорции должны в совершенстве отражать вселенский масштаб. Для сравнения: главными египетскими мерами при планировке территории и построении Пирамид были локоть, фут и пядь.

      Одна из наиболее интересных мер - локоть. Смысл этой меры в разделении метра на две неодинаковые части таким образом, что одна превосходит другую в идеале на одну сотую, т.е. при разделении поровну одной части для доминирования прибавлялась одна сотая часть, отнятая от другой части. Локоть - мера древняя, от современных стандартов весьма далёкая. Она выводилась из пропорций “богочеловека” и в разных странах несколько отличалась. Если сравнить один локоть с метром, то оказывается, что в Вавилоне “царский локоть” составлял почти 0,555 м, а “народный” - 0,45 м, в Сирии - 0,37 м, в Риме - 0,4434 м. На Руси локоть составлял около 0,51 м до XIII века, с XIV по XV век он был точно 0,51 м, в XV-XVII веках - 0,48 м, а в XVIII веке выходит из употребления. В народной эзотерике “локоть” был обыгран в другом, не менее важном в древней Руси, понятии - толоке. Важность превалирования понятия длины можно усмотреть даже в народном прозвище Великого князя - “Долгорукий”.

      Золотые пропорции и меры человеческого масштаба стали важными элементами в зодчестве христиан. До татаро-монгольского нашествия на Руси применялись “косая” и “маховая” сажени, которые воплощали принцип “человеческого масштаба” и “золотого сечения”. В основу храмовых строений зодчие закладывали так называемые чертежи-вавилоны, позволяющие воспроизводить нужные пропорции без сложных геометрических расчетов и построений, применяя для измерений сажени, аршины или локти.

      “Вавилон” - символический “краеугольный камень”, незримый знак единства христианских церквей. Вместе с тем, это своеобразный чертеж, тайный план и основная мера здания, служившая для практических целей. Академик Б. А. Рыбаков, отдавший изучению старинных мер и “вавилонов” Древней Руси много времени, говорил о свойствах этого инструмента и значении сакрального знака: “Зная свойства “вавилона”, можно было быстро, не производя ни расчетов, ни геометрических построений, сразу же разделить локоть в отношении “золотого сечения”, найти фигуры, равновеликие квадратному локтю, дать несколько пропорциональных рядов, дать графическое изображение ряда иррациональных величин:

      К универсальным символам, что выражали единство Макрокосма и Микрокосма, и вместе с тем были распространены в быту и делах строительных, следует отнести другие интереснейшие меры: русскую косую и маховую сажени.

      Первое упоминание о сажени встречается уже в летописи Нестора и относится к 1017 году. До этого на Руси применялась греческая “оргия”, сотая часть олимпийского стадия. Напомним, что Пифагор (6 век до нашей эры), разработавший греческую систему мер, много лет обучался в Египте, где был посвящён жрецами в тайны Мироздания. Вскоре “оргию” вытеснила русская сажень. Нельзя исключать, что система мер, сочетавшаяся из двух саженей, это не заимствование, а изобретение древнерусских зодчих.

      Основной мерой считалась сажень косая - “от пяты левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки” (высота 210-216 см). В системе Таро эта поза абсолютно соответствует фигуре МАГА, представляющей 1 Аркан.

      Обычно корень “кос” подводят к словам “косо”, “наискось”, что соответствует форме построения этой сажени. Однако смысл корня гораздо богаче и восходит к представлениям о “космосе”. “Икосаэдр” - планетарное платоновское тело, у христиан - “триокосой крест”, - эти и другие термины подразумевают единство Макрокосма и Микрокосма. На высшие пределы указывает и максимальный, размер - “мах”. Сажень маховая - это расстояние между разведенными в разные стороны руками взрослого человека, что соответствует его росту (от 152 до 176 см). В Греции и Египте такой мерой была “оргия”. Подобно своим древнейшим аналогам, на Руси сажени подразделялись на доли - аршин, локоть, пядь, вершок, шаг, стопа и др. Составная часть сажени - это аршин. На практике он определялся как размер человека от его “макушки” почти до “пояса”. Этимология ар подразумевает высшую, лучшую часть, которая и была принята за самостоятельную единицу. “Аршин не солжет!” - гласит русская присказка. Арифметически “аршин” представляет собой меньший отрезок “золотого сечения”.

      Таким образом, система мер человеческих произошла от египетского и вавилонского канонов, но время возникновения такого метода коренится в недрах доистории. Выдающийся римский архитектор Витрувий Поллион, живший во второй половине первого века до нашей эры, в трактате об архитектуре просуммировал античные идеи гармонии и красоты в строительном искусстве. “Если природа сложила человеческое тело так, что члены по своим пропорциям соответствуют внешнему его очертанию, то древние были, очевидно, вполне правы, установив, что при постройках зданий отдельные их члены должны находиться в точной соразмерности с общим видом всей фигуры. Поэтому, передав нам во всех своих произведениях надлежащие правила их построения, они сделали это в особенности для храмов Богов, так как и достоинства и недостатки этих зданий обычно остаются навеки”

      Несмотря на все нескончаемые исторические катаклизмы в регионах-колыбелях древнейших знаний о мироустройстве, геометрия жрецов, сочетавшая квадратуру круга и золотое сечение с астральной символикой, позже не была утрачена. Символика тайных чисел и пропорций получила в мире широкое распространение, когда развернулось строительство православных и католических храмов.

                                                          И. Сушкова 2003 г.

4 Г.Хенкок “Следы богов”, М., Вече, 1997 г.

5 Очевидно, что совпадение в русском языке (наиболее эзотерически глубоком) корня “чит-чти” в словах, передающих действия “читать” и “считать” и, ещё удивительнее, “чтить” неслучайно!

6 Бьювэл Р., Джилберт Э. “Секреты Пирамид” и Г.Хенкок “Следы Богов”, М., Вече, 1997 г.

7 Схема взята из книги “Логос египетских пирамид” А.В. и А.А.Зиновьевых, Владимир, “Покрова”, 1999 г.

8 Гегель Г. “Философия истории”, Изд-во М-Л, 1935 г.

9 Блаватская Е.П. “Разоблаченная Изида”, т.1, М., Изд-во РТО, 1992 г. .

10 Дж. Хокинс и Дж. Уайт “Разгадка тайны Стоунхенджа”, М., изд-во “Мир”, 1984 г.

11 Б.А.Рыбаков “Из истории Древней Руси. XII век”, М, 1980.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.