ИИСУС НЕИЗВЕСТНЫЙ
Наконец нашелся в электронной библиотеке текст «Иисус неизвестный» Д. С. Мережковского: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0280.shtml
Человек Третьего Завета - таков масштаб личности Дмитрия Сергеевича Мережковского, который стал инициатором возникшего в начале двадцатого столетия духовного течения, объединявшего многих философов, богословов, писателей, публицистов. Концепция Третьего Завета, восходит к учению Иоахима Флорского (XII в.) Согласно его учению, трем лицам христианской Троицы соответствуют три эры, последняя из которых будет царством Святого Духа - Матери Мира, т. е. божественной справедливости (Маат древних египтян).
В книге “Иисус Неизвестный” (1932) Мережковский ставит перед собой задачу явить неизвестного миру Христа, личность которого стала отправной точкой его религиозных исканий и центром мировоззрения ещё в конце XIX в., и открыть неизвестное человечеству Евангелие (Евангелие от Иисуса Христа). Здесь же автор сумел наиболее полно отразить идейное содержание и логическую форму своей концепции Третьего Завета.
Человеческую историю Мережковский понимает и воспринимает прежде всего как социокультурный миф, он создает своеобразную мифоисторическую реальность, в основе которой лежит саморазвитие идеи Бога. Началом и концом такой истории, её осью выступает Иисус Христос.
“Содержание всемирной мистерии - мифа о страдающем Боге, - говорит Мережковский, - есть событие, не однажды происшедшее, а всегда происходящее, все вновь и вновь переживаемое в жизни мира и человечества…” {Мережковский Д. Тайна Трех: Египет и Вавилон. Прага, 1925. С. 28.}.
Объясняя последовательность написания книг трилогии, мыслитель отмечает, что “Тайна Востока” (тайна начала) привела его к “Тайне Запада” (тайне Конца). А так как Иисус Христос “есмь Альфа и Омега, начало и конец”, то тайна Востока и Запада сводится Мережковским к тайне Христа, разгадав которую станет понятен смысл человеческой истории.