Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

Философия Возрождения

Возрождением (франц. Renaissance - возрождение) называют эпоху переходного периода от Cредних веков к новому времени, охватывающую несколько столетий (Италия XIV - XVI вв., другие европейские страны XV - XVI вв.). Философия раннего итальянского Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя с ее представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя основные положения христианского вероучения.

Данте Алигьери (1265 - 1320), Франческо Петрарка (1304 - 1374) Джовани Бокаччо и другие итальянские гуманисты обращаются к личности человека как к непреходящей ценности и уникальности ее внутреннего мира. Гуманисты раннего Возрождения сосредоточили внимание на решении моральных и социальных проблем. Они не видели никакой практической ценности в естественнонаучном знании, и натурфилософские проблемы не входили в круг их интересов.

К середине XV века философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобразные черты. Она расширяет круг античных источников, и наряду с учениями Пифагора и Платона распространяется наследие Аристотеля.

В 1459 г. Козимо Медичи учредил во Флоренции Платоновскую академию, в которой на прагматичной европейской «почве» за сравнительно небольшое время существования - до 1521 г. был фактически возрожден неоплатонизм и пифагореизм.

Глубокий интерес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В области естественных наук центральное место занимало математическое знание. Характерной чертой итальянской философии эпохи расцвета Ренессанса был пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мистической форме.

Среди мыслителей эпохи Высокого Возрождения видное место занимает Николай Кузанский (1401- 1464).

Урожденный Николай Кребс, получил вошедшее в историю имя по месту рождения - селение Кузы, Южная Германия. Но его политическая и научная деятельность была связана с Италией. Николай Кузанский достиг сана кардинала римско-католической церкви. Крупнейший ученый своего времени, серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.

Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Б-ГЕ. Он утверждал, что Б-ЖЕСТВЕННОЕ Бытие играет решающую роль в становлении Мира, Природы и Человека. Однако Кузанский отходит от схоластических идей и развивает идеи, близкие к античному пантеизму. Б-Г, по Кузанскому, - «Бытие - Возможность». Б-Г является единством противоположностей - одновременно и абсолютным минимумом и абсолютным максимумом. Б-ЖЕСТВЕННОЕ Начало, будучи неограниченной возможностью всего сущего и абсолютным единством, содержит в себе все бесконечное многообразие природного и человеческого мира в свернутой форме.

Николай Кузанский утверждал, что Б-Г Творит геометрически, поэтому и «охота за мудростью» должна быть связана с постижением геометрической структуры Логоса (Б-жественного Глагола). По Кузанскому, возникновение мира - это результат его развертывания из Б-ЖЕСТВЕННЫХ Глубин. Происходит «вечное порождение» Неограниченным - ограниченного, Единым - множественного. В то время как на Востоке учения Пифагора и Платона были преданы забвению, первый немецкий кардинал Н. Кузанский на основе неоплатонизма практически возродил пифагорейскую науку о геометризированном числе. Возращение многообразного, индивидуального мира природы и человека к Б-ГУ представляет собой процесс «свертывания». Кузанский выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя ТВОРЦА и Творение, растворяя Творение в ТВОРЦЕ. Он пренебрегает идеей разрыва Б-ЖЕСТВЕННОГО от Природного, Небесного от земного, которая была характерна для схоластического мышления. Утверждая, что «Бытие Б-ГА в мире есть не что иное, как бытие мира в Б-ГЕ», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной и философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мир духовный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее отражение в космологии и натурфилософии средневековой Европы. Исходя из бесконечности Б-ГА в Природе, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. «…Машина мира имеет как бы повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Б-Г, который повсюду и нигде». Вселенная однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы. Любая часть Вселенной равноценна, ни одна из звездных областей не лишена обитателей. Исходным положением космологии Кузанского явилось утверждение, что Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты.

Природный мир, согласно Кузанскому, представляет собой живой организм, одушевленный Мировой Душой. Природа противоречива и выступает как единство и борьба противоположностей. «Все вещи, - пишет Кузанский в «Ученом знании», - состоят из противоположностей… выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим».

Идеи Николая Кузанского оказали большое влияние на развитие европейской мысли. Его работы вдохновили Джордано Бруно, который преодолел узость взглядов Коперника. Некоторые высказывания Н. Кузанского очень созвучны Принципу Отсутствия, положенному в основание Алгебры сигнатур. Например, Кузанский, ссылаясь на Дионисия, утверждал: «Понятие Б-Г приближается более к «НИЧТО». Но святое незнание учит меня: то, что кажется уму ничем, есть непостижимый Максимум - суть «ПОЛНОТА». Другими словами: «Все содержится ни в чем, и ничто содержится во всем».

Г-жа Блаватская в «Тайной доктрине» упоминает о средневековых каббалистах, которые полагали, что карма увлекла чрезвычайно ученого кардинала де Куза на интеллектуальное восстановление и отдых от тирании духовенства в тело Коперника. Некоторые исследователи так же имеют основания утверждать, что не только Коперник, но и души Спинозы и Ньютона принадлежат к высшим иерархам Церкви.

Другой видный деятель эпохи Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494) в 1430 г. предъявил миру «Философские, каббалистические и теологические выводы», где он переосмысливает понятие магии. Черная магия, по его мнению, действительно делает человека рабом «демонических сил». Но можно выделить белую (естественную) магию, которая содержит рациональный смысл, связанный с постижением тайн Природы.

Взгляды Пико делла Мирандолы очень созвучны с развиваемыми в настоящей работе воззрениями. На наш взгляд, Наука уже давно соприкасается с проблемами, граничащими с потусторонними явлениями. К таким проблемам относятся проблемы жизни и смерти живых организмов; проблемы, связанные со сном, гипнозом, телепатией и другими психофизиологическими явлениями; и, наконец, гравитация, с которой современная Наука так и не в состоянии справиться без привлечения идей, свойственных оккультизму. Наука неминуемо вырвется за пределы материалистической парадигмы, и тогда ей понадобится опыт естественной магии и алхимии.

Пико делла Мирандола стремился показать, что основная задача познания заключается в таком проникновении в тайны Мироздания, которое было бы практически действенным, а не абстрактно-схематичным. Вместе с тем Пико обрушился с критикой на «астрологический детерминизм». Он утверждал, что воля и вера человека выше влияния звезд.

Талмудическая традиция делит людей на две части. Одна часть находится под влиянием звезд, для таких людей астрологические прогнозы играют ощутимую роль, т. к. они плывут по течениям времен. Вторая часть людей находится «над» звездами, это те люди, которые, невзирая на любые обстоятельства, живут по Закону Б-ЖИЕМУ и непрестанно и уверенно идут к намеченной цели. На таких людей звезды не оказывают ощутимого влияния, хотя и создают временные препятствия. Сколько существуют две области мистического знания - астрология и Кабола, столько идет спор, имеют ли право евреи заниматься астрологией. «Против» - фраза «Эйн мазаль ле-Исраэль» («Нет звезды для Израиля»).Отсюда делают вывод, что евреи не подвержены знакам небес. «За» - несколько больше доводов. Во-первых, старейшее сочинение иудаизма «Сефер га-Ецира» («Книга Творения»), большая часть которой посвящена связям еврейского алфавита, планет и созвездий. Во-вторых, отрывок из ТОРЫ (Шмот, 10:10), повествующий о выходе евреев из Египта. Фараон не советует Моше выводить евреев в пустыню, «ки раа негед пнейхем» ( «потому что зло перед вами»). Раши (рабби Шломо Ицхаки, общепризнанный комментатор ТОРЫ) объясняет: «Раа (Зло) - звезда, предвещающая пролитие крови». Комментарий «Тора Шлема» говорит более прямо: «Раши имеет в виду Марс», который действительно считается злотворной планетой и управляет созвездием Овна (евреи вышли из Египта в месяце Ниссан, в знаке Овна). Как полагают комментаторы, Б-Г специально Вывел евреев из Египта в самое неблагоприятное время чтобы Показать, что Могущество ТВОРЦА превосходит духовное влияние Звезд.

Итальянские мыслители и гуманисты эпохи раннего Возрождения подвергли существенному пересмотру религиозные, нравственные и эстетические взгляды Средневековья и подготовили почву для расцвета светской культуры и Науки.

Во времена раннего Возрождения на христианском Западе превалировала не икона и не освященная картина, а геометрическая фигура, насыщенная буквенно-числовыми знаками и графическими символами, что позволяло глубже и детальнее выражать космологические принципы. Было создано множество геометрических схем - магических и алхимических Кругов Мироздания. Трудность заключалась, однако, в том, что каждый такой Круг Вечности представлял собой некий секрет. Закон Логоса (Словесно, буквенно-цифровая и знаковая связь Б-ГА с человеком) отражался лишь в самых общих чертах. Символьное и логико-цифровое содержание древней философии знали лишь посвященные. Без ключа к мистическому ядру невозможно было расшифровать тайное содержание гностических учений. Гностики же сошли с исторической сцены в III - IV вв. по Р.Х., и многие тайны Логоса они унесли с собой, а другая часть из этих тайн сокрыты в недрах Ватикана и других религиозных центрах, сохранивших непрерывной цепь апостольской преемственности.

В Средние века европейские мыслители прилагали много усилий на восстановление утраченных секретов. Схоласты, опирались на Теологию и тесно связывали Закон Б-ЖИЙ с законами движения небесных светил.

В качестве примера приведены диаграммы мистиков Якоба Беме (XVIII в.) и Флуда Видита. В лабиринте условных знаков, как правило, угадывается лишь общая концепция Б-ЖЕСТВЕННОЙ эманации, но в ограниченном или усеченном виде. Беме поместил Имя еврейского Б-ГА в треугольнике внутри спирали, из центра которой разворачивается Макрокосм и Микрокосм. Семь спиральных витков обозначены символами духовных сил, связанных с планетами Солнечной системы, и знаменуют энергетические узлы Мировой Души. Спираль обрамлена Звездным Кругом поделенным на 12 секторов. Единый Б-Г в Триедином Свете, увенчанном Крестом, исторгает лучи в 48 радиусов, пронизывающих Мироздание. Однако Сам ВСЕВЫШНИЙ отделен от сотворенного космоса непроницаемой Свето-Тьмой.

Флуд же поместил ГОСПОДА вне Круга. В его схеме Трансцендентное Б-ЖЕСТВО находится вне пределов Мироздания. В центре спиральной сферы пребывает Терра Инкогнито (Земля непознанная). Мир в этой схеме представлен отпавшим от Б-ГА. Однако Б-Г Своими лучами проницает Вселенную, а центростремительная спираль с ангельскими ликами очерчивает путь духовного возвышения. Двадцать два витка спирали соответствуют 22 буквам древнееврейского алфавита. Фигура Флуда, как, впрочем, и множество подобных схоластических диаграмм, наглядно показывает, что между Б-ГОМ и человеком имеется буквенно-цифровая связь, основа Логоса.

Логос (греч. logos - слово, мысль, разум, закон) - термин, означавший всеобщий закон основы мира. Именно в этом смысле ввел этот термин Гераклит. Платон и Аристотель под Логосом понимали логический принцип Бытия. У стоиков Логос означал слияние духовного и физического миров в пантеистическое Единство. Неоплатоники, гностики, а позднее и схоласты развивали учение о Логосе как о совокупной разумно созидающей Силе - посреднице между Б-ГОМ и Сотворенным Миром. В китайской философии аналогичным Логосу понятием является Дао («Путь»).

Фрагменты из главы «Представления о материи»
Гаухман М. Х. «Алгебра сигнатур», Москва, 2004

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТАhttp://aquarius-eso.ru/

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.