Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

А. П. Козырев

Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели

Обращение Соловьева к «смыслу любви» в 1893 г. не было случайным. Ряд его предшествовавших и последующих статей объединяет замысел «третьего отделения» соловьевской философии - теургии (1). Преображение человечества в красоте, рождение в красоте должно быть достигнуто любовью, - таков пафос этих статей. Однако уже сказанное здесь провоцирует несколько существенных вопросов: как понимается любовь и что означает рождение? есть ли любовь бытийственная реальность, некое онтологическое начало, или это - психологическое чувство, влечение отдельного эмпирически взятого человека? о какой любви философ ведет речь? - ведь греческая философия завещала нам, по крайней мере, четыре основных понятия - eros, agape, filia и storge, которые передают различные состояния любви, свидетельствуют о разных типах любви в зависимости от качеств ее объектов.

Блестящий философско-лингвистический анализ этих понятий дал о. П. Флоренский в письме «Дружба» на страницах «Столпа и утверждения истины», своеобразной феноменологии любви. Но если Флоренский отдает предпочтение задушевной филии, единящей двух братьев-друзей на пути духовного возрастания, и иерархично-целомудренной агапе, то Соловьев недвусмысленно останавливает свой взор на эросе, половой любви в изначальном значении безумной страсти двух влюбленных, считая этот вид любви сильнее и действеннее всех других видов. «Любовь как эротический пафос - в высшем и низшем направлении, все равно - не похожа на любовь к Богу, на человеколюбие, на любовь к родителям и к родине, к братьям и друзьям, - это есть непременно любовь к телесности, и спрашивается только - для чего?  

  

Читать далее на: 

http://aquarius-eso.ru/Kozyrev_Soloviev.html

.

.

.

.

.

.

.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.