Эзотерика * Aquarius-eso.ru

Новости, статьи

“Цитадель”

    XXX 

И еще я понял: человек без стержня, без внутренней формы - ничто. Если он  слился  с  толпой,  послушен  ей, живет  по  ее законам,  он никогда  не пожертвует  собой, не воспротивится соблазну, не смирится со смертью. Вепрь, слон и человек на вершине горы сродни друг другу. Люди не вправе посягать на тишину в человеке,  не вправе  из  ненависти к  одиноким лишать  его вершины горы, где он вырастет, подобно кедру.

     Он пришел ко мне, он уверен,  что логикой можно исчерпать  человека. Он показался мне ребенком. С совком и ведерком подошел  малыш к Атласским горам в  безмятежной уверенности, что возьмет их и передвинет. Человек  -  прежде всего то, что есть, а не  то, что  он  о  себе знает. Да, сознание стремится
узнать и выразить то, что существует, но путь  его труден, медлен, извилист.
Не  стоит забывать: существует и  то, чего  мы не  можем  выразить, оно тоже
есть. А  выражаем  мы  только  то, что сумели  постигнуть.  Как мало  умею я выразить о человеке. Открывшееся мне  сегодня существовало и вчера, я cолгал бы себе, сказав: “То, чего я передать не в силах, не стоит и внимания”. Гору я тоже  только назвал. Я путаю понятия “назвать” и  “выразить”. Называют для знающего. Но если человек не видел гор,  как передать ему ущелья, камнепады, лавандовые склоны, уступчатый силуэт на звездном небе?

    Знать не означает получить  во  владение обломки  славной крепости  или легкий челнок, который можно  отвязать  от причала  и  повести куда  угодно; знание - та же жизнь, в  нем есть нежданные  откровения,  есть  свои законы внутреннего тяготения, есть свое безмолвие,  столь же многозначительное, как безмолвие небесных сфер.
     И  вот я в разладе с самим собой:  меня радует послушливость человека и его непокорство, свидетельствующее о  крепости  нутра. Вечно  ротиворечащая самой себе суть мне понятна,  но ее не уложить в  формулу. Взять, к примеру, моих  воинов, они  послушны, их вымуштровала суровая дисциплина,  по  взмаху моей руки они пойдут на смерть, повиновение вошло у  них в плоть  и кровь, я могу отругать их и ими распорядиться, словно малыми детьми… но в нежданной схватке с врагом они будут тверже стали, благородны в ярости и мужественны в смерти.
     Я понял: твердость  и послушание - две стороны  одной медали. “Твердый орешек”  - говорим  мы  с  одобрением  об одном,  “сама себе хозяйка”  - о другой, - я обнял  ее, но она была далека  от меня,  словно яхта на морском горизонте, - их я и называю людьми: они не торгуются, не вступают в сделки, не  подлаживаются, не  идут на  компромиссы, не  предают  себя  из  корысти, сладострастия,  усталости,  сердце их  тверже  оливковой  косточки.  Я  могу стереть их в порошок, но не выдавлю масла тайны, и  я  не позволю тирану или толпе властвовать над их алмазными сердцами,  потому что именно такие люди и бывают    по-настоящему    послушны.    Именно    они    бывают    кроткими, дисциплинированными, почтительными, они способны  на  веру и на жертву, став покорными сыновьями глубинной мудрости, став хранителями добродетели…
     А  те,  кого принято называть  свободными, кто решает  все  по-своему и всегда одинок от неумения слушать и слушаться,  лишаются  попутного ветра в парусах. Их вечное несогласие - бестолковый каприз, не более.

     Поэтому я, ненавистник покорной скотины, человека без нутра и сердечной родины,  я - правитель, я - мастер, не желающий кастрировать  свой народ и превращать его в слепых исполнительных муравьев, - вижу: мое принуждение не калечит - оно служит  духу жизни. Смирение в храме, послушание и готовность прийти  на помощь - добродетели, не любимые лицедеями, но для моего царства добродетели  эти -  краеугольный  камень.  Много ли  хорошего дождешься  от самого себя?  Положиться  можно  лишь  на  общее дело, где каждый  в  помощь благодаря другому.
     Я ошибусь, если назову строптивцем моего узника. Его сдавили крепостные стены, за ним  следит стража, но  он  молчит под  пытками или отвечает  моим палачам презрительной  усмешкой. Сильным его  сделала вера,  но  он  верит в другое, чем я. Его жестокость  - обратная сторона любви и мягкости.  Я вижу моего узника  и другим тоже: сложив  на коленях  руки, он сидит и слушает  с ясной  улыбкой,  он приник к  благодатному роднику. Вот та, которую я сделал пленницей моего  замка,  -  она бродит по террасе,  и горизонт  ей  кажется решеткой  клетки  -  невозможно приручить ее, принудить к словам любви. Она другого племени, другой страны, в ней иной огонь, иная вера. Не обратив ее в свою, мне ее не дозваться.
     Больше  всех  я  ненавижу  отказавшихся  быть.  Они сродни шакалам,  но думают, что свободны, потому что свободно меняют мнения и предают (откуда им знать  о  предательстве?  Они  сами   себе  судьи).  Им  свободно  лукавить, передергивать, оговаривать; и,  если они  голодны, свободно переметнутся  ко мне, стоит мне указать им на кормушку.

     Такой была свадебная ночь -  ночь перед казнью. Благодаря ей я ощутил, что значит быть.  Потрудитесь же над собственной формой, станьте долговечным форштевнем, превратите в собственное тело то, что хочет вас износить, - так и только так поступает кедр. Я - контур, стержень, усилие Творца, благодаря которым вы рождаетесь, но, родившись,  вы должны, будто  кедр, растить ветви - собственные,  а не чужеродные,  -  свою хвою и  свои  листья,  вы должны тянуться ввысь и укореняться…
     Я зову негодяями  тех,  кто  живет за  счет чужих усилий, как хамелеон, меняет цвет, любит похвалы и подношения, упивается рукоплесканиями и судит о себе, смотрясь в лицо толпы. Что они такое? Пустота. Нет у них сокровищ; нет крепости, которая бы их хранила, нет весомых слов  для детей, они не растили их - дети выросли, как трава под забором.

CCV

Понял я и  что такое праздник. Он миг твоего перехода с одной ступеньки на   другую   после  долгого  священнодействия,  которое  подготовило   твое перерождение. Вот священнодействие строительства корабля. 

  На протяжении долгих  дней  он — дом,  который строится из  гвоздей  и досок, но  однажды  в  пене  белоснежных парусов  он преображается в невесту моря.  Ты обручаешь их.  Это и есть праздник. Но ты не можешь вечно спускать корабль на воду. 

     То  же и твой ребенок. И праздник его рождения. Ты же  не можешь каждый день хлопать в ладоши, оттого  что он родился. Ты будешь ждать преображения, и оно наступит, когда плод твоего дерева станет корнем и продолжит твой род, это  и  будет  праздник. Праздник  и  собранная  жатва.  Праздник  закромов. Праздник  семян.  Но  потом  приходит  праздник  весны,  когда  твои  семена превращаются в нежные ростки, в зелень, похожую на прохладное озеро. И снова ты ждешь, и опять наступает праздник жатвы, а потом опять праздник закромов. И так без конца,  от праздника к празднику, до самой смерти, потому что  нет наготовленного  запаса. Но всегда есть то, что приводит  тебя к празднику, а потом  ты идешь дальше,  других  праздников  я  не знаю. Ты шел долго-долго. Дверь открылась. Это и  есть праздник. Но  в  комнате, куда  ты вошел, ты не проживешь  дольше, чем  в  другой. И  я  очень  хочу,  чтобы  ты  радовался, переступая  через порог, что ведет куда-то, чтобы  сохранял  свою радость до того  мига, когда высвободишься  из  кокона. Ты — едва теплящийся  очаг, не каждый час посещает озарение дозорного. Озарение я приберегаю для дня, когда слава трубит  в трубы  и бьет в барабаны. С помощью праздников обновляется в тебе вещество, возбуждающее желание, но и сон тебе тоже нужен.

     А  я? Я  не спеша  иду по моему  дворцу, медленно переступая  с золотой плитки на черную. В полдень  мой  дворец прохладнее озера из-за скопленной в нем прохлады.  Зыбь моих шагов, я — пловец, неутомимо  плывущий туда,  куда плыву. Моя родина не здесь.

     Медленно проплывают мимо меня стены приемной, и, если я подниму глаза к своду потолка,  мне покажется, будто он тихо покачивается,  будто  надо мною мост.  Шаг  на золотую  плитку,  шаг на черную, я  тружусь  не  спеша, будто колодезник,  что, копая колодец, вытаскивает грунт. Сильными руками помогает он натянутой веревке. Я знаю, куда я иду, моя родина уже не здесь.

     Из одной приемной в другую продолжаю я свое странствие. Стены в них вот такие.  И  украшены таким  вот  орнаментом.  Я  огибаю  серебряный столик  с шандалами. Касаюсь рукой мраморной  колонны. Она холодная. Всегда. Но вот  я вхожу в жилые покои. Самые разные звуки доносятся до меня, будто сквозь сон, ибо я уже не принадлежу этой родине.

     И все же домашняя  суета  мне сладка.  Доверчивое биение сердца  всегда трогает. Нет ничего, что уснуло бы до конца. Собака спит и взлаивает во сне, она  перебирает лапами, что-то  вспомнив. Так же спит мой дворец, убаюканный полднем. Хлопнула  где-то  дверь  в тиши. Я  вспомнил  о  трудах  служанок и женщин. Наверняка  это в их покоях. Они  уложили  свежее  белье в корзины. И теперь,  держась вдвоем за корзину, несут его.  Укладывают  в  высокий шкаф, запирают.  Какое-то  дело  сделалось  там,  за  хлопнувшей  дверью.  Почтили какую-то  обязанность. Что-то завершено.  Теперь, наверное, и  там  заслужен отдых. Впрочем, что я знаю об этом? Моя родина уже не здесь.

     Из приемной в приемную, золотая плитка, черная плитка, огибаю я царство кухонь.  Слышу  тонкий  звон  фарфора.  Звон  серебряных  кувшинов,  он  мне небезразличен. Тихий скрип  двери где-то в глубине. Тишина. Потом торопливые шаги.  Что-то  забытое  потребовало  от  тебя  немедленного  присутствия  - вскипающее молоко,  а  может,  ребенок,  что  вскрикнул,  а  может,  желание помириться после  короткой ссоры.  Или  что-то  заело  в насосе,  в валу,  в мельнице, что мелет муку. И вот ты бежишь, чтобы длилась и длилась смиренная молитва…

     Шаги  смолкли, молоко спасено, ребенок  успокоен, насос,  вал, мельница вновь  бормочут  под   нос   молитву.  Опасность  отражена.  Рана  вылечена. Забывчивость исправлена. Какая? Откуда мне знать? Моя родина уже не здесь.

     Вот я  попал в обиталище запахов. Мой дворец похож  на обширный подвал, что не спеша  копит  мед  своих  плодов,  аромат вин.  Я  плыву  будто между застывших  колоний, провинций. Здесь у нас спелая айва.  Я закрываю глаза  и погружаюсь в ее запах. Дальше  сандал  сундуков.  А тут просто  свежевымытые плитки. Каждый  запах  на протяжении поколений создавал собственное царство, узнать его может и слепой. Наверное, и мой отец владел теми же царствами. Но я иду и не думаю о них. Мое царство уже не здесь.

     Раб, согласно  священнодействию встречи, вжимается при моем приближении в стену.  И я милостиво спрашиваю: “Покажи, что у тебя в корзине”, -  ибо и он должен чувствовать важность своего места в мире. Треугольники  шоколадных рук снимают с головы  корзину. Опустив глаза, он воздает мне честь финиками, фигами, мандаринами.  Я вдыхаю аромат. Потом улыбаюсь. Ширится и его улыбка, и  он  смотрит  мне прямо в  глаза  вопреки  ритуалу  встречи.  Треугольники шоколадных рук  вновь ставят на  голову корзину, а он  смотрит и смотрит мне прямо в  глаза. “Что горит в этой озаренной светом лампе? - думаю я. - Как пожар, разгораются и бунт, и любовь. Какой из этих огней затаился в глубинах моего дворца? За его стенами?” Я смотрю на своего раба, его все еще носит по волнам  бушующего моря. “Да-а,  -  думаю  я, - велика загадка человека!” И продолжаю свой путь, не разрешив загадки, ибо родина моя уже не здесь.

     Я прошел покои, где  отдыхают. Прошел зал совета, где шаги мои умножало эхо.  Медленным  шагом,  ступенька  за  ступенькой,  спустился  в  последнюю приемную. Когда я, не торопясь, шел по ней, я услышал глухой шум  и звяканье сабель.  Я  улыбнулся,  преисполнившись  снисхождения:  дозорные   мои,  без сомнения, спали, в  полдень мой  дворец,  будто улей, наполненный  сном: все замерло в нем, и сон его не тревожит и капризница, что не желает заснуть, не тревожит забывчивая, что бежит поправить оплошность, не тревожит недовольный брюзга, что  не устает поучать, поправлять и что-то  ломать  в этом доме.  В стаде коз всегда есть одна, что не устает блеять, из уснувшего города всегда несется неведомый зов, на самом тихом из кладбищ всегда есть ночной бродяга.

Медленным шагом продолжал я свой  путь, склонив голову, чтобы не видеть моих дозорных, наскоро приводящих себя в порядок, ибо что мне  до них? Моя родина уже не здесь.

     Вот  они привели себя  в порядок, выпрямились, поклонились, подошли  ко мне с опахалом, а я прикрыл  глаза и замер на миг у порога: так ослепительно и жестоко сияло солнце. Здесь начинаются поля.  Круглые холмы, что  греют на своих  спинах мои виноградники. Нарезанные полоски моих  жатв. Меловой запах земли.  Здесь   совсем  иные  мелодии:  гуденье   пчел,  стрекотанье  цикад, кузнечиков. Из одного мира я перешел в другой. Ибо я захотел вкусить полдень моего царства.

     Ибо я только что родился на свет.

Главы из книги А. де Сент-Экзюпери

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.