Д. С. Мережковский
ЛЮБОВЬ У Л. ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО
Шестая глава. …Анна Каренина, в жару родильной горячки, говорит мужу: «Я все та же, но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того (Вронского), и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Анна Каренина» как законченное художественное целое - самое совершенное из произведений Л. Толстого. В «Войне и мире» хотел он, может быть, большего, но не достиг: и мы видели, что одно из главных действующих лиц, Наполеон, совсем не удался. В «Анне Карениной» все, или почти все, удалось; тут, и только тут, художественный гений Л. Толстого дошел до своей высшей точки, до полного самообладания, до окончательного равновесия между замыслом и выполнением. Если когда-нибудь он и бывал сильнее, то, уж во всяком случае, совершеннее никогда не был, ни раньше, ни после.
И не случайно Достоевский предсказал всемирное значение Л. Толстого по поводу именно «Анны Карениной»: «Если у нас есть литературные произведения такой силы, мысли и исполнения, то… почему нам отказывает Европа в нашем своем собственном слове? - вот вопрос, который рождается сам собою». В этом произведении, утверждает Достоевский, выражена величайшая тайна мира, тайна зла, «с страшной глубиной и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного исполнения»; здесь выражено то, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны… столь таинственны, что нет и не может быть судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека.
Читать далее на:
http://aquarius-eso.ru/Merezhk.html
.
.
.
.
.
.